Визит начался с посещения Туринского политехнического университета, являющегося учебно-научным центром аэрокосмического кластера области Пьемонт. По ряду рейтинговых оценок на протяжении трёх последних лет университет стабильно занимает лидирующие позиции (6-7-е места) среди технических вузов Европы. В университете обучаются 29000 студентов, 700 аспирантов. Среди них - 3500 студентов из других стран мира. В состав Туринского политехнического университета входит аэрокосмический факультет, ведущий активную учебную и научную работу.
Состоялась встреча с ректором университета - господином Франческо Профумо, на которой обсуждались вопросы совместного выполнения научно-исследовательских работ и проектов, совместной подготовки бакалавров и магистров, выдачи двойных дипломов. На вопрос российских учёных о том, как Туринскому университету удалось за пять лет увеличить число иностранных студентов в шесть раз, господин Франческо Профумо изложил реализованный под его руководством алгоритм:
- перевод значительной части преподаваемых дисциплин (35% курсов) на обучение на английском языке, в том числе и для итальянских студентов;
- очень тщательный и профессиональный перевод web-портала университета на английский язык с детальным описанием процедуры приёма заявлений от абитуриентов;
- ориентация при развертывании международной деятельности на студентов из Китая, активное взаимодействие с китайскими компаниями и представительствами, создание web-портала университета на китайском языке.
Особые впечатления связаны с посещением предприятий аэрокосмического кластера области Пьемонт.
Одним из первых состоялся визит на завод Авио (Аvio), где осуществляется изготовление, сборка и испытания двигателей, роторов и статоров турбин низкого давления ГТД, турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей. Делегация посетила металлообрабатывающие и сборочные цеха завода. Сотрудники предприятия охотно делились информацией о технологиях производства, акцентировали внимание на САМ-технологиях, безбумажном документообороте, организации бережливого производства, борьбе с браком. В музее авиационных двигателей завода Авио мы для себя отметили, что этот музей существенно уступает Центру истории авиационных двигателей СГАУ по богатству и оформлению экспонатов.
Другое предприятие, посещённое российской делегацией, - Альтек (Altec) - фирма, являющаяся центром компетенции в области управления полётами в Хьюстоне. Помимо того, что в ситуационный центр в режиме реального времени поступает вся информация с международной космической станции, его сотрудники осуществляют моделирование различных манёвров, связанных с МКС, верификационные испытания элементов МКС. Одна из задач Altec связана с программой исследования Марса. В частности, сейчас на предприятии проходят испытания модели «марсохода».
Незабываемые впечатления оставило посещение фирмы Аления Аэронавтрика (Alenia Aeronautica). При численности работающих 13000 человек, годовой бюджет предприятия составляет 2,6 млрд евро. С этой фирмой связано производство таких самолётов, как самолёт военно-транспортной авиации C-27J «Спартан», истребитель «Еврофайтер Тайфун», тренировочные самолёты-истребители М-346 и М-311. Делегация посетила сборочные цеха названных самолётов, осмотрела технологии бесстапельной сборки. Особый интерес вызвало посещение производственного цеха, где осуществляется сборка элементов «Еврофайтера Тайфун». Согласно программе кооперации европейских авиационных предприятий в Alenia Aeronautics осуществляется производство левого крыла и задней части фюзеляжа названного самолёта, а также окончательная сборка «Тайфунов» для ВВС Италии. В течение двух часов итальянские коллеги показывали «конвейер» и объясняли технологии производства и сборки крыла «Еврофайтера». Поразила их готовность уделить такое же внимание объяснению технологий производства фюзеляжа, но жёсткие временные рамки визита этого не позволяли.
Открытость, готовность итальянских коллег к сотрудничеству позволяют надеяться на развитие плодотворного взаимодействия между аэрокосмическими предприятиями России и Италии, в частности между Самарским государственным аэрокосмическим университетом и Туринским политехническим университетом.
А.Б. Прокофьев, проректор по науке и инновациям