12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут московского времени состоялся старт ракеты 8К72 с кораблём-спутником "Восток" под управлением лётчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина с космодрома в районе станции Байконур. Так начался отсчёт "космического времени" человечества.
"Восток" должен был приземлиться вблизи села Пестравка Куйбышевской области (прогнозируемый район приземления располагался полосой (200 км на 800 км) по линии Ростов-Куйбышев-Пермь). Заранее было известно и место, где состоится послеполётное обследование космонавта и его отчёт о полёте на заседании Государственной комиссии. Таким местом стал дачный комплекс Куйбышевского обкома КПСС в Куйбышеве, на Первой дачной просеке. В течение трёх лет, пока в Куйбышеве шло освоение производства ракетно-космической техники, сложилось тесное взаимодействие между руководством отрасли и местными органами власти, командованием военного округа, руководителями и специалистами предприятий. Всё это и предопределило выбор Куйбышева для послеполётных мероприятий первых пилотируемых космических стартов.
Перед полётом поисково-спасательные группы рассредоточили во всех крупных городах Поволжья от Горького до Волгограда. Штаб поисково-спасательного отряда также находился в Куйбышеве, на аэродроме Кряж.
В 10.55.34 на 108 минуте корабль завершил свой полёт, приземлившись в районе села Смеловка, неподалёку от Энгельса Саратовской области.
Вскоре Юрия Гагарина доставили в расположение зенитно-ракетного дивизиона, а затем переправили на авиабазу в Энгельсе. После того как установили связь с Москвой, Юрий Гагарин лично доложил о выполнении полёта Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущёву и Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. В Куйбышев Ю. А. Гагарин вылетел на Ил-14, который сел на Безымянке, на заводском аэродроме "Трёхгорка".
Несмотря на секретность миссии, на аэродроме собралось множество людей: ответственные представители военного и гражданского руководства, рабочие и сотрудники завода №1, на котором были построены первая и вторая ступени "гагаринской" ракеты. Ближе к 16 часам Ил-14 приземлился на аэродром и вырулил на самую дальнюю стоянку. Пока устанавливали трап, к самолёту подъехали машины. Среди встречающих были генерал Н.П. Каманин, руководители области, командование округа.
Первым из самолёта вышел Ю. А. Гагарин, за ним – генерал-лейтенант Ф. А. Агальцов, первый заместитель главкома ВВС. Вместе с ними прибыли также И. Г. Борисенко – спортивный комиссар Федерации авиационного спорта СССР и военврач В. Г. Волович. Спустившись с трапа, Ю. Гагарин сразу попал в объятия Н.П. Каманина и Г.С. Титова.
Их уже ожидали корреспонденты. Первое фото Гагарина на куйбышевской земле сделал фотокорреспондент окружной газеты "За Родину" В. Г. Ляшенко. На следующий день этот фотоснимок был опубликован в центральных газетах. На аэродром фотокор попал благодаря своему товарищу, собкору газеты "Красная звезда" Илье Максимову.
Вот что рассказывал об этом Илья Александрович: "О том, что готовится какой-то секретный полёт, мне стало известно накануне, но подробностей не было никаких. 12 апреля, около часа дня мне позвонил главный редактор и сообщил, что Гагарин полетел в Куйбышев. Ему сообщил об этом "по секрету" давний товарищ из командования ВВС. Дежурный по штабу окружных ВВС, опять же "по секрету", сказал, что командующий неожиданно уехал на аэродром местного авиазавода. Всё было ясно, и я немедленно отправился туда же, прихватив с собой Виктора Ляшенко, который в это время был в фотолаборатории. Через главные ворота пробиться не удалось. Тут Виктор Ляшенко вспомнил, что много раз попадал на этот аэродром через "задние" ворота, где обычно проходили топливозаправщики. Так было и на этот раз. Увидев много больших звёзд на погонах Максимова, вахтёр спросила только: "Вам куда?" Мы быстро нашлись с ответом: "Туда же". На аэродроме уже стояли высокие военные и гражданские чины. По оживлению начальства догадались: с минуты на минуту что-то будет. Шоферу сказали, чтоб двигатель не глушил. Когда Ил14 приземлился и стал уходить к краю лётного поля, водитель дал газу, и "уазик" военных корреспондентов подоспел к самолёту вторым. Первой была "Волга" с номерами КГБ. Илья Максимов первый смог взять автограф у первого космонавта планеты.
Гагарина и других гостей разместили в небольшом доме на берегу Волги в гостиничном комплексе Куйбышевского обкома КПСС на Первой дачной просеке. Территория тщательно охранялась, здесь присутствовали только первые лица руководства города и области. После медосмотра Гагарин вместе со всеми пообедал и немного отдохнул. Вечером прибыли члены Государственной комиссии во главе с председателем Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Рудневым: С. П. Королёв, М.В. Келдыш и другие. Вместе с ними прибыли и космонавты, присутствовавшие на старте.
В этот вечер врачи строго запретили Ю. Гагарину общаться с кем-нибудь из своих товарищей и рассказывать о полёте до заседания Госкомиссии – "чтобы не расплескал эмоции". Тем не менее Герману Титову всё же удалось перекинуться с Гагариным парой слов. Около 21.00 все собрались за столом. Ужин был обычным, без всяких излишеств. Тосты произнесли К.Н. Руднев, Ю.А. Гагарин, С.П. Королёв, А.С. Мурысев, А. Г. Мрыкин. В 23.00 Н.П. Каманин дал космонавтам команду "отбой", и все разошлись спать.
13 апреля в 9.30 началось заседание Государственной комиссии. В небольшом холле на втором этаже собралось около 70 человек. Доклад Гагарина, вопросы и ответы записывались на магнитофон. Плёнки вскоре доставили в Москву. После заседания комиссии Гагарин отвечал на вопросы корреспондентов, говорил по телефону. Далее был обед, после чего члены комиссии разъехались. На Волге только что сошёл лёд, и для Гагарина организовали прогулку по реке. На небольшом катере переехали на правый берег, разожгли костёр. Была скромная закуска, минеральная вода и водка. На обратном пути Гагарину доверили управлять катером, в шутку отметив, что "катер – не ракета".
Во второй половине дня Ю.А. Гагарин дважды разговаривал с Л.И. Брежневым. Несколько раз звонил К.А. Вершинин (главный маршал авиации), обговаривая детали встречи в Москве. Ю.А. Гагарин и Н.П. Каманин отрабатывали доклад Гагарина Н.С. Хрущёву. В это же время Юрий Алексеевич впервые примерил новую, уже майорскую форму, которую сшили специально для него в гарнизонном ателье за ночь. Тогда, 13 апреля 1961 года, и были сделаны широко известные теперь фото Ю.А. Гагарина с незабываемой улыбкой в новой форме и за бильярдным столом. Вечером на Первой просеке появились ещё два корреспондента – Василий Песков и Павел Барашев из "Комсомольской правды". О том, как им удалось прорваться, неоднократно писал В.М. Песков. Они прилетели на самолёте Ил-18, который прислали за Гагариным из Москвы.
14 апреля все поднялись довольно рано, около шести утра. Так как накануне прогноз погоды в Москве был неблагоприятным, ждали улучшения. В эти ранние часы Юрий Гагарин подписывал на память многочисленные фотоснимки и газеты, вышедшие с его фотографиями. Один из таких автографов на газете "Волжская коммуна" от 14 апреля 1961 года можно увидеть в нашем музее.
Улетал в Москву Гагарин с заводского аэродрома. Здесь снова собралось множество народа. В 10.40 самолёт Ил-18 взлетел с Безымянского аэродрома и взял курс на Москву. Через два часа Юрий Гагарин уверенной походкой пройдёт по красной дорожке Внуковского аэродрома, не замечая развязавшегося шнурка. Эти кадры увидят миллионы людей, и слава о человеке, первым побывавшем в космосе, облетит весь мир. А те 40 часов, что провёл первый космонавт планеты на берегу Волги, на многие годы останутся белым пятном в истории первого полёта, хотя о них знали и помнили тысячи людей в Куйбышеве, в Москве и в других уголках страны.
Конечно, Юрий Гагарин бывал в Куйбышеве ещё не один раз: он приезжал на встречи с рабочими куйбышевских заводов, выпускавших космическую технику, встречал своих друзей, возвращавшихся из космических полётов. Ведь в Куйбышеве проходили адаптацию сразу после полёта ещё пять космонавтов первого отряда: Герман Титов в августе 1961 года, Павел Попович и Андриян Николаев в августе 1962 года, Валентина Терешкова и Валерий Быковский в июне 1963 года.
И снова в "доме над Волгой" проходили заседания Государственной комиссии, были прогулки по Волге и встречи в памятном месте на Первой просеке. Эти события также не известны широко. К счастью, в память о тех днях в личных архивах самарцев сохранилось немало фотографий, которые сегодня можно увидеть в музеях.
Дом на Первой просеке сохранился, хотя после реконструкции в нём многое изменилось. Но в истории Самарской области он навсегда останется "домиком на Волге" – именно так назвал его в воспоминаниях Юрий Гагарин.
9 апреля 2011 года на фасаде этого здания установлена мемориальная доска в память о тех 40 часах, которые провёл здесь первый космонавт планеты перед триумфальным возвращением в Москву.
Н.В. Богданова, директор музея авиации и космонавтики им. С.П. Королёва, газета "Полёт" №6, 2016 года.
Фото с сайта Историческая Самара РФ из фондов Самарского областного историко-краеведческого музея имени Петра Алабина