22 апреля Стартап-центр Самарского университета подключился к всероссийской акции «Научный субботник». Студентов, сотрудников и жителей города приглашали проверить свою эрудицию и «навести порядок в голове». Акция носила просветительский характер. Корреспондент газеты «Полет» Мария Шестерикова решила выявить свой уровень научной грамотности.
Когда я шла на «Научный субботник», внутренний голос пытался меня вразумить: «Ну куда ты идешь? Зачем? Ты ж деньги на калькуляторе считаешь». Организаторы позиционируют лабораторную так: «Недетские вопросы: о том, как устроена наша жизнь и мы сами с точки зрения физики, химии, биологии, астрономии». С физикой полный швах. Ну, в школе формулы я, конечно, учила и даже подставляла значения. А всякие изощрения вродевычисления модуля равнодействующей силы тяжести и силы Лоренца, – ну не мое это, не мое. С биологией и химией попроще. Астрономии же не было вообще.Надеяться особенно не на что, кроме знания элементарных основ, эрудиции и здравого смысла.
В аудитории нас немного: от силы человек 10. В основном студенты технических специальностей — кажется, где-то я свернула не туда. Внутренний голос до сих пор не рад. Лихорадочно гуглю: «Физика для малышей». Что-то становится более или менее понятно.
Перед самым тестом накатывает мандраж.
— А вопросы очень сложные? — пристаю к организаторам.
— Ну не то чтобы сложные, но... интересные.
— Ну там не будет всяких расчетов?
— Расчетов точно не будет.
Становится чуточку легче.
Раздают тест. 4 раздела, на все45 минут. Потом – проверка, и минутка позора. Ну или славы, как пойдет. В роли завлаба – доцент кафедры химии Самарского университета Владимир Платонов. Он объясняет правила игры.
—И да, так как мы делаем вид, что эти вопросы нам задают дети, в формулировках вариантов ответа могут быть неточности, — комментирует завлаб.
РЕНИКСА
Если написать слово «чепуха» по-русски строчными буквами, а потом прочитать его, будто оно написано на латинском, то получится «renyxa». Дано 20 утверждений, нужно определить, какое из них – научный факт, а какое – чепуха. 3 секунды на ответ.
Первый же вопрос ставит в тупик. «Темная сторона Луны никогда не видна с Земли». Использую метод логического тыка, подкрепляя рассуждения аргументами вроде «Так это ж обратная сторона Луны не видна, а не темная. Да и она то темная, то светлая…» Вердикт: неверно.
Едем дальше. «Грибы нельзя вырывать с корнем, чтобы не повредить грибницу». Тут не задумываясь ставлю, что утверждение верно. Вроде бы и мама говорила, и бабушка, что грибы только срезать можно. Ан нет. Оказывается, на грибницу это никак не влияет.
«Питаться ГМО опасно, потому что в них содержатся гены». Мы все содержим гены. Ну и вообще — ГМО, кажется, не такая опасная штука, как нам говорят по телевизору.
«В рафинированном подсолнечном масле холестерина больше, чем в нерафинированном». Вот тоже. Предрассудок на предрассудке. Рафинирование же только запах убирает, холестерин-то при чем? Замечаю, как соседка пишет «Утверждение верно» и начинает рассказывать историю, как по Рен-ТВ говорили про вред подсолнечного масла.
И так еще 17 тезисов.
БЛИЦ
Здесь нужно объяснить природные явления. А вот и как раз «Почему зимой холодно?» либо из-за удаления Земли от Солнца (мол, зимой Земля проходит по дальней от Солнца части орбиты), либо из-за наклона земной оси. Стыдно сказать, перед началом теста я как чувствовала, решила посмотреть в Интернете информацию по этому вопросу. Это мне, в общем-то, не сильно помогло. Там вообще был указан третий вариант. По наитию выбрала наклон земной оси — и бинго!
В этом блоке откровением становится вопрос «Уровень кислорода в атмосфере поддерживается благодаря жизнедеятельности...» И варианты: «фитопланктона: он вырабатывает кислорода больше, чем тратит на собственные нужды» и «лесов: они занимают около трети площади земной суши, это — зеленые легкие суши». Почти не сомневаюсь и выбираю ответ про леса. Ну что еще за фитопланктон такой? А про леса нам же не просто так говорят, что их нужно беречь. Правда, в итоге верный ответ — фитопланктон.
ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
— А сейчас напишем диктант в лабораторной, — завлаб вдруг переключается на другой вид деятельности. — Я вам продиктую научные термины, а вы их запишете в бланки. Вот и проверим, кто как пишет.
— Ну, — думаю, — здесь-то я ого-го, гуманитарий как никак.
Волнение пропадает вовсе, появляется азарт. Биссектриса, тиранозавр, энцефалограмма, рибонуклеиновая, иммунитет, симметрия, интоксикация, коэффициент.
Каково же было мое удивление, когда я узнала, что самый знаменитый из крупных хищных динозавров — это тираННозавр, а не тираНозавр...
Но диктант быстро заканчивается, и приходится снова переходить к сложным неоднозначным вопросам.
МАСШТАБ ЯВЛЕНИЙ
Всего три вопроса — зато какие! Как давно жил наш общий с шимпанзе предок? Здесь несложно. Человек — существо молодое, поэтому вряд ли наш общий предок мог жить 500 млн лет назад. Путем копания в недрах сознания таки выбираю вариант «7 млн лет назад». Верно!
Дальше. «Сравните население России с мировым: какая оценка реалистичнее?» Варианты: 1%, 11%, 5%, 2%. Въехать в вопрос получается не сразу. В итоге решаю, что нужно понять, сколько процентов население России составляет от населения мирового. Эту шараду я разгадала, а вот правильно ответить на вопрос не смогла. Слегка преувеличила: вместо 2% выбрала 5.
Апогеем стал вопрос «Сколько может весить один зрачок синего кита?» Как порядочная сидела высчитывала, сколько же: 500 грамм или 50, совсем забыв, что зрачок — это вообще отверстие.
ВАША ВЕРСИЯ
Пять вопросов, по полминуты на каждый. В заданиях предлагают поиграть в ученых: снова нужно объяснить явление, выбрав верную гипотезу. Здесь то ли вопросы легче, то ли я уже перестала паниковать и стала мыслить логически.
Солнце на закате краснеет, потому что атмосфера поглощает и рассеивает в основном голубую составляющую солнечного света. Об этом я узнала давно, когда на фестивале заметила: небо на закате становится розово-желто-голубым. Это «пояс Венеры», образующийся из-за рассеивания солнечного света. Тогда же подспудно отложилось про краснеющее солнце. В этот момент я, кажется, была даже горда собой.
Какие живые организмы могли встречаться древним ящерам? Древнейшие люди, трилобиты, птицы и злаковые. Ну, люди точно нет. Злаковые тоже, потому что их выращивают люди. Кто такие трилобиты — знать не знаю. Вот и остаются птицы. И это правильно.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Здесь нужно определить объекты по их кратким описаниям. Всего два задания. Первое — выбрать планету по составу атмосферы, наличию смены сезонов и магнитного поля. Легче всего идентифицировать Землю: «Облачные вихри в атмосфере. Четко выраженная смена сезонов. Есть магнитное поле». С Венерой, Марсом и Юпитером сложнее. Как-то я не задумывалась,есть ли магнитное поле на Юпитере.
Второй вопрос прозаичнее. Механизм работы нужно сопоставиться с лампой. И тут не сложно догадаться, что «ультрафиолет, вызывающий свечение люминофора» скорее всего относится к люминесцентной лампе.
Мой результат: 35 баллов из 51 возможного. Максимальный балл в аудитории — кажется, 39. Это я все к тому, что совсем не обязательно быть академиком РАН или иметь три высших образования, чтобы понимать, как устроен наш мир и хотя бы не попадаться на уловки ушлых маркетологов.
Мария Шестерикова