Мировой рынок НИОКР и образовательных услуг при всей своей конкурентности все же не похож на спортивное ристалище: объем продаж на этом рынке зависит не столько от жесткости игроков, сколько от эффективности их взаимовыгодного сотрудничества.
В начале нового учебного года, когда верстаются планы учебных и научных подразделений университета, уместно обсудить одну из самых сложных проблем, связанных с выполнением вузом программы "5-100". Речь идет о повышении результативности международной деятельности.
В недавнем докладе на расширенном заседании ученого совета ректор Самарского университета Евгений Шахматов так обозначил свое беспокойство: "Фактическое значение показателя Программы повышения конкурентоспособности Самарского университета: "Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (с учетом студентов из стран СНГ)" составила на конец первого полугодия 2016 г. 4,5% при плановом значении по итогам 2016 г. 8%, или 977 человек".
В недавнем докладе на расширенном заседании ученого совета ректор Самарского университета Евгений Шахматов так обозначил свое беспокойство: "Фактическое значение показателя Программы повышения конкурентоспособности Самарского университета: "Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (с учетом студентов из стран СНГ)" составила на конец первого полугодия 2016 г. 4,5% при плановом значении по итогам 2016 г. 8%, или 977 человек".
Чтобы изменить эту ситуацию, необходима консолидация усилий всех подразделений университета и каждого из его сотрудников, занятых в научно-педагогической сфере, поделился своим видением ректор в интервью "Интернационализация – результат работы на уровне факультетов, кафедр и лабораторий".
Емкость мирового рынка образовательных услуг оценивается в несколько миллионов потребителей и в $50-60 млрд. Почти треть этого рынка контролируют США: на иностранных студентах американские университеты зарабатывают в 15 раз больше, чем тратит на них национальный бюджет (год обучения там стоит $15-25 тысяч).
При этом высшее образование дает примерно пятую часть экспортных доходов США. Следом за лидером идут Великобритания, которая за последние десять лет утроила прием иностранных студентов, далее идут Германия и Франция (с 10-процентной долей рынка каждая), за ними – Австралия, Канада и Испания (по 7-8%).
Рынок образования отличается необычайной клиентоориентированностью: здесь все на продажу – учебные программы (в том числе индивидуальные) и языковые курсы, дистанционные лекции и курсы повышения квалификации, методики и учебная литература. На привлечение талантливых абитуриентов влияют также рейтинги университетов и статусы преподающих там профессоров.
Рекрутинг студентов ведется в конкурентной борьбе, где значимость имеет множество факторов. В их числе отношения между странами, известность и репутация вуза, стоимость обучения, условия проживания студентов и аспирантов, адаптивность учебных программ, господдержка национальных институтов образования и иностранных студентов.
Вместе с тем интернационализация образования предусматривает международное сотрудничество в таких, например, формах, как академическая мобильность (студентов, преподавателей, образовательных программ), разработка программ на английском языке, формирование стратегических образовательных альянсов.
"К сожалению, в университете в настоящее время реализуется всего две англоязычные программы (обе на факультете электроники и приборостроения), другие же институты и факультеты только недавно разработали несколько подобных программ, – посетовал руководитель Управления международной деятельности Сергей Тиц. – При этом активность по поводу набора абитуриентов на эти программы явно недостаточна. К примеру, в этом году – при наличии семи потенциальных студентов из-за рубежа – не состоялся запуск программы Structural Design and Computer-Aided Acquisition and Life-Cycle Support in Aerospace Engineering".
Важным аргументом для рекрутинга иностранных студентов являются сложившиеся в университете международные научные связи. По информации г-на Тица, в настоящий момент Самарский университет имеет подобные связи более чем со 120 университетами мира.
Комментарий
ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТО НАШИ ПРОБЛЕМЫ БЕСПОКОЯТ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАС
Кловис Пилла, аспирант кафедры основ конструирования машин и президент Международной ассоциации студентов Самары:
"Иностранным студентам важно понять, что России не безразлично, как они учатся, комфортно ли им в чужой стране. И важно, чтобы каждый иностранный студент ощутил, что он не один, что его проблемы важны еще кому-то. Дело в том, что Россию пока сложно назвать страной, ориентированной на иностранных граждан. Мы сталкиваемся с трудностями при оформлении разрешения на работу, визы. Иностранные студенты часто нуждаются в разъяснении правил пребывания в РФ.
Сейчас совместно с президентом Ассоциации иностранных студентов Аду Яо Никэзу мы готовим "круглый стол" по вопросам организации производственной практики для иностранных студентов, который планируем провести в ноябре текущего года в Самарском университете".