В Самарском университете им. Королёва прошла проектно-аналитическая сессия, в ходе которой был разработан проект дорожной карты внедрения технологий цифрового завода на предприятиях Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
Среди полусотни участников сессии – научные сотрудники, преподаватели, аспиранты и студенты Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ), руководители и ведущие специалисты ОДК и ее дочерних предприятий "ОДК-Кузнецов", "ОДК-Сатурн", "ОДК Инжиниринг", а также представители компаний – разработчиков решений в области цифровизации и роботизации производства.
Заместитель ректора, директор Передовой инженерной аэрокосмической школы Иван Ткаченко напомнил, что Объединенная двигателестроительная корпорация и ее самарское предприятие "ОДК-Кузнецов" входят в число ключевых индустриальных партнеров Самарского университета им. Королёва в федеральном проекте "Передовые инженерные школы".
В интересах индустриальных партнеров в ПИАШ разработана концептуальная модель цифрового завода, а затем на основе этой модели созданы два научно-образовательных полигона, две киберфизические фабрики – малых космических аппаратов и малоразмерных газотурбинных двигателей.
Помимо отработки технологий изготовления конкретных изделий, здесь работают над созданием интеллектуальных производственных ячеек, из которых затем будут формироваться роботизированные производства под любую поставленную задачу. В рамках модели цифрового завода ученые и инженеры ПИАШ также разрабатывают технологии многоуровневого управления производственными комплексами, состоящими из киберфизических и цифровых фабрик.
"Фронтирная задача ПИАШ – разработать решения, обеспечивающие аэрокосмической отрасли переход от единичного к крупносерийному и массовому производству на основе технологий цифрового завода. Нам необходимо завершить разработку этой технологии и внедрить ее на предприятиях ОДК", – подчеркнул ректор Владимир Богатырев, открывая проектно-аналитическую сессию.
Сессия призвана не только выработать единые подходы к формированию на предприятиях новой производственной системы, но и грамотно выстроить сам процесс передачи разработок ПИАШ в реальное производство.
"Ключевая задача, которая сегодня стоит перед ОДК, – это высокая производственная эффективность, снижение стоимости серийной продукции. По этим показателям корпорация должна быть конкурентоспособной на фоне наиболее эффективных зарубежных компаний. Сегодня при создании цехов и предприятий для корпорации главное не сами по себе новые помещения и установленное в них современное оборудование, а современные, перспективные подходы к организации производственного процесса. Уверен, что команда специалистов, которая создана в ПИАШ, вместе с ее выпускниками – это та сила, которая сможет обновить производственную систему ОДК", – отметил генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации Юрий Шмотин.
Представители компаний, разрабатывающих решения в области цифровизации и роботизации, рассказали о возможностях российских роботов, а также об опыте автоматизации производства, в частности, о реализации проекта "Умный цех" на одном из ведущих предприятий ОДК.
В рамках секционных потоков участники сессии обсудили вопросы, связанные с разработкой и внедрением интеллектуальных производственных ячеек и гибких производственных модулей, с их объединением в единую систему на уровне "умный цех" – "умный завод". Также обсудили структуру, функционал и опыт внедрения АСУТП – автоматизированных систем управления технологическими процессами. Затем ученые и производственники проанализировали функционал цифрового завода и основные технологии, необходимые для его создания.
На заключительном этапе проектно-аналитической сессии был представлен проект дорожной карты "Цифровой завод ОДК", доработка которой будет продолжена в рабочем порядке.
Фото: Олеся Орина