Студенты университета, участники первых Больших космических игр, накануне Дня авиации и космонавтики встретились с выпускником Куйбышевского авиационного института им. С.П. Королёва, Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, ветераном Вооружённых Сил и Космических войск России, подполковником в запасе Сергеем Клещерёвым. Как оказалось, Сергей Алексеевич знаком с Юрием Алексеевичем Гагариным буквально в одно рукопожатие!
Сергей родился спустя четыре года после знаменитого полёта Гагарина в семье инженеров "Прогресса". Его отец Алексей Семёнович был знаком с первым космонавтом планеты – как лучший выпускник академии Можайского в июле 1963 года он побывал в Кремле на встрече с руководством страны и космонавтами – Гагариным, Терешковой, Быковским. Дети в семье Клещерёвых – два сына и дочь – росли под рассказы отца о первых покорителях космоса, и неудивительно, что все они выбрали для себя космические пути в жизни.
Глава семейства – Алексей Семёнович – по распределению попал в Куйбышев, в военное представительство Министерства обороны при заводе "Прогресс", где отвечал за контроль качества ракетно-космической техники. Дочь Татьяна поработала экономистом на заводе "Арсенал" в Санкт-Петербурге, а позже в ЦСКБ (сейчас – РКЦ "Прогресс"). Старший сын Геннадий 15 лет служил в команде запусков ракет с космодрома Плесецк. А сейчас вместе с женой Аллой в военном представительстве при АО "ОДК-Кузнецов" отвечает за контроль качества материалов для производства ракетных двигателей. Самый младший – Сергей – служил на Байконуре. Там, на Гагаринском стартовом комплексе познакомился с будущей женой Ларисой – связисткой в составе пусковой команды. Она пошла по стопам своих родителей – ветеранов космодрома Николая Николаевича и Нины Григорьевны Гетто. На Байконуре у молодых Клещерёвых родился сын Евгений, который в 2015 году окончил уже Самарский университет им. Королёва!
"Вот и получилась династия: мои родственники в Куйбышеве-Самаре делали ракеты, я, моя жена и её семья запускали эти ракеты на Байконуре, а сын работал на "Прогрессе", – подводит космические итоги одной семьи Сергей Клещерёв.
Сергей Клещерёв учился в Куйбышевском авиационном институте (сейчас Самарский университет им. Королёва), но выпускник Военно-космической академии имени Можайского. О своей учёбе в КуАИ и службе на Байконуре он рассказал газете "Полёт".
Окончив школу в 1982 году, Сергей Клещерёв, как и многие его одноклассники, решил поступать в КуАИ. Молодой человек поступил на первый факультет, выбрав направление, связанное с созданием ракет-носителей.
Учили молодого Клещерёва Валентин Гаврилович Шахов, Игорь Витальевич Белоконов, Валентин Фёдорович Павлов. "В моё время Павлов был очень строгим, так как должность обязывала – секретарь парткома вуза! Например, надо было контролировать нас – первокурсников, когда мы выезжали на картошку! – шутит ветеран и продолжает: – Какие-то науки давались легко – геометрия, физика. А какие-то вызывали сложности, особенно сопромат. Мы считали на калькуляторе, а Валентин Фёдорович – на логарифмической линейке. И мы могли допустить ошибку, а у него всегда получались верные ответы, до третьего знака после запятой!"
Сергей Клещерёв уверен, что в будущей его карьере очень помогла эта привычка юности – "грызть науку", даже те предметы, которые, казалось бы, никогда не пригодятся. Так получилось с баллистикой, которую преподавал Виталий Михайлович Белоконов. Несмотря на то что молодому человеку по душе была больше техника, оказалось, что наука профессора Белоконова пригодились молодому офицеру в его работе!
"Поездка на Байконур на третьем курсе у нас сорвалась. Я расстроился, – вспоминает Сергей Алексеевич. – Я же не мог знать, что проведу на космодроме шесть лет и буду участвовать в пусках 80 ракет! Причём треть из них будут пилотируемыми, а космонавты после возвращения на Землю будут приходить к нам в клуб воинской части, чтобы поблагодарить за успешную предстартовую подготовку! Ну и интересный момент: на производственную практику на Байконур во время учёбы в СГАУ мой сын Евгений попал! Представляете, какие чувства я испытал, когда он мне в октябре 2014 года позвонил и говорит: "Весь наш курс едет на запуск". И Женька увидел не только пилотируемый пуск, но и подъём РН "Протон"!"
Ближе к окончанию КуАИ Сергей Клещерёв оказался среди тех, кого правительственным переводом с подачи и по рекомендации офицеров военной кафедры направили учиться в Военно-космическую академию имени Можайского. После 5-го курса новоиспечённый лейтенант попал на космодром Байконур.
Он служил на Гагаринском старте – комплексе, с которого отправлялись на орбиту практически все пилотируемые аппараты. В ноябре 1988 года с друзьями наблюдал за взлётом МКС "Энергия-Буран": "Мы смотрели с крыш города Ленинска (сейчас это город Байконур), как раз с расстояния, на которое эвакуируют людей соседних площадок. Но космодром расположен в степи, и там отличная видимость, мы с трепетом ждали возвращения "Бурана".
"Любимые места на космодроме? Отмечу в первую очередь домики Королёва и Гагарина. Туда заходить очень приятно: там уютно и комфортно в жаркие дни. На Байконуре уже с мая температура может доходить до +40 градусов в тени! Всю жизнь буду помнить местные тюльпаны – они там невысокие, но красоты невероятной. Девчонок, родившихся на космодроме, называют любя Тюльпанами Байконура".
Среди бережно хранимых воспоминаний – и фотография, на которой Сергей Алексеевич с кубком за соревнования по бадминтону. С этим видом спорта его с братом познакомил отец, а позже уже Сергей популяризировал спортивный бадминтон среди сотрудников "Прогресса". А между прочим, это самый космический вид спорта: и Королёв, и Гагарин уверенно держали ракетку. И вот в Звёздном городке в составе команды РКЦ "Прогресс" Клещерёв выигрывает соревнования по бадминтону. Сражение идёт в том же зале, где когда-то играли Королёв и Гагарин, а за игрой следят герои России Сергей Крикалёв и Максим Сураев. Удалось поиграть и с космонавтом Александром Скворцовым.
Сергей Алексеевич Клещерёв – кладезь информации об устройстве космодрома. С энтузиазмом рассказывает молодым людям о традициях боевых расчётов перед стартом, о работе технических служб монтажно-испытательного и стартового комплексов, о семьях друзей-ракетчиков, при поддержке которых выполняются все полёты космических ракет.
Елена Памурзина, фото автора