Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева уже много десятилетий готовит кадры и ведет научные разработки для российской авиакосмической отрасли. Какие результаты уже достигнуты и что будет меняться в ближайшие годы? Об этом и многом другом рассказал ректор Самарского университета Владимир Богатырев.
– Владимир Дмитриевич, что удалось сделать за последние пять лет?
– Мы перешли на индивидуальные образовательные траектории, когда студенты сами могут выбирать учебные дисциплины, модули и даже целые треки. Это позволяет им за время обучения получить дополнительные квалификации.
Практически все процессы в университете переведены в цифровой формат. Создана среда цифровых сервисов, которые помогают решить любую задачу, накапливать и анализировать данные, принимать управленческие решения. Так, у каждого студента и сотрудника университета сегодня есть свой личный цифровой кабинет.
Студент может увидеть там свое расписание, выбрать учебные модули или дисциплины, загрузить свою курсовую, а также выпускную квалификационную работу, отправить ее вместе с рецензией и оценкой программы "Антиплагиат" в электронную библиотеку. Преподаватель в своем личном кабинете может просматривать выполненные студентами задания, отправлять им свои замечания и ставить оценки. В личном цифровом кабинете сотрудника отражаются его рабочие и нерабочие дни, информация о полученном дополнительном образовании, о заработной плате и о планируемом отпуске.
Приемная кампания также осуществляется в цифровом формате. Абитуриент может подать документы через личный кабинет на сайте приемной комиссии или на Госуслугах.
Еще хочется отметить рост доли научных исследований в деятельности университета. Каждый студент может участвовать в научных проектах, работать в наших научных лабораториях, которых у нас сегодня более 80. По науке у нас в этом году рекордный показатель – более миллиарда рублей по НИОКТР, выполненным по разным грантам и по заказам предприятий. В бюджете университета это 23-24%, и наша задача – продолжать наращивать этот объем как в абсолютных, так и в относительных величинах.
– В послании президента отдельное внимание было уделено заработной плате преподавателей вузов. Сколько сегодня получают сотрудники университета?
– Что касается преподавателей, мы выполняем показатель в 200% от средней зарплаты по региону, более 1500 преподавателей университета получают свыше 100 тысяч рублей. На мой взгляд, зарплата в университете достойная, она дает возможность заниматься научными исследованиями и творчеством.
Если же говорить про среднюю зарплату работников университета в целом, которых у нас сейчас более 2600 человек, то она превышает 80 тысяч рублей. Также отмечу, что из года в год зарплаты растут.
– Какие новые возможности появились у студентов университета за последние годы?
– Это возможности, связанные с технологическим предпринимательством. Мы учим студентов работать в команде и пробовать себя в разных ролях – например, конструктора, технолога, организатора, маркетолога. Для студентов технических направлений это уникальная возможность получить так называемые мягкие компетенции – навыки самопрезентации, выступлений, маркетинговых исследований. Студенты социально-гуманитарных направлений, наоборот, получают технические и цифровые знания.
Студенты учатся в команде создавать новый продукт, новый сервис, смело экспериментируют до выхода на реальный рынок. Не все наши выпускники пойдут работать на крупные предприятия. Нам нужно готовить студентов так, чтобы они могли открывать собственный бизнес, создавать новые рабочие места, в том числе в сфере социального предпринимательства.
У прошедших такую подготовку студентов повышается уровень ответственности. И крупные корпорации говорят нам, что готовы брать к себе на работу наших выпускников уже целыми, сложившимися командами.
– В каких крупных федеральных проектах сегодня участвует университет?
– Мы участвуем в национальных проектах "Наука и университеты", "Цифровая экономика", "Демография" и других.
По нацпроекту "Демография" мы занимаемся в Самарском регионе переобучением или повышением квалификации. Помогаем получить новую специальность и трудоустроиться женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, или людям предпенсионного возраста. Для них мы проводим курсы по многим востребованным направлениям, таким как "ландшафтный дизайн", "основы юриспруденции" или "основы делопроизводства".
По нацпроекту "Наука и университеты" мы участвуем в проектах "Приоритет-2030", "Передовые инженерные школы", в проекте строительства межвузовских кампусов. Наш главный лозунг – "Космос для жизни". Наша миссия – продвигать Россию как космическую державу, готовить кадры для высокотехнологичных отраслей, включая авиацию и космонавтику.
Перед нашей Передовой инженерной школой стоит задача перейти от единичного к массовому производству аэрокосмической техники. Самолеты, спутники и ракеты производятся сегодня в России штучно, нужно переходить к массовому производству. Нам нужны сотни спутников на орбите, чтобы раздавать интернет и производить наблюдение за земной поверхностью. Страна у нас большая.
По нацпроекту "Цифровая экономика" у нас работает "цифровая кафедра". В 2022 году мы обучили на ней около 700 человек. В 2023 году количество желающих получить дополнительную "цифровую" квалификацию превысило 2000 человек.
В этом году обучение на кафедре пройдут 3000 студентов. За один учебный год в дополнение к своей основной квалификации студенты не только технических, но и гуманитарных и естественнонаучных направлений подготовки получают еще одну – в сфере IT, а вместе с ней – конкурентное преимущество на рынке труда.
– Получает ли университет заказы от индустриальных партнеров? И вкладывается ли бизнес в подготовку новых образовательных программ?
– Мы развиваем сотрудничество с партнерами и вместе вносим изменения в образовательные программы, чтобы обучение было максимально практико-ориентированным и выпускников не приходилось доучивать на предприятиях.
Например, в нашей Передовой инженерной аэрокосмической школе работает совет индустриальных партнеров. Мы приглашаем их к участию в управлении, спрашиваем, какие компетенции нужны их будущим работникам, обсуждаем, какую новую лабораторию открыть или какое новое образовательное пространство создать.
На гранты по программе ПИШ мы закупаем учебные станки и программное обеспечение, разрабатываем цифровые двойники производственных линий и создаем то, что называем киберфизической фабрикой. В результате студент получает возможность изучить все, что есть на предприятии.
Многие предприятия нам помогают оборудованием, лицензиями на программное обеспечение, расходными материалами. Также они предоставляют наставников для каждого студента, и порой это более сложно, чем передать станок. Работая вместе с наставниками над своими задачами, студенты вовлекаются в крупные проекты предприятия. И это дает им новый уровень образования.
В кооперации с индустриальными партнерами мы занимаемся оптимизацией газотурбинных двигателей для авиации, решаем новые задачи по аддитивным технологиям, изготавливаем опытные партии различных деталей и проводим их испытания. Участвуем в разработке беспилотников для дистанционного наблюдения за промышленными объектами, транспортной инфраструктурой, для сельскохозяйственных нужд. В этом году планируем создать свой Авиационный учебный центр, который будет готовить, в том числе, сертифицированных пилотов для управления большими агродронами.
– Есть ли у университета перспективные инициативные проекты?
– Мы стараемся предугадывать, как будет развиваться техника через три, пять, десять лет. Экспериментировать и создавать собственные продукты. Это, например, спутник универсальной платформы небольшого размера – 12-юнитовый CubeSat. Он будет дешевым, легким, но за счет минимизации электроники и оптимизации всех приборов сможет полноценно выполнять функции наблюдения, навигации и раздачи интернета.
Другой проект – это создание газотурбинного двигателя небольшого размера и газотурбинной энергетической установки на его основе. Такая установка поможет снабжать электроэнергией и теплом небольшие удаленные населенные пункты, где нет центрального отопления и электроснабжения, например, там, где ведется добыча газа или нефти.
– Удается ли университету продолжать международные проекты? Изменилось ли в нем количество иностранных студентов?
– Международное сотрудничество осталось. Безусловно, стало тяжело работать с недружественными странами, но студентов из США и Канады у нас не было и в предыдущие годы. Плюс возникли сложности с размещением научных публикаций в некоторых международных научных журналах.
При этом из дружественных стран студенты к нам приезжают сотнями, их число сохраняется на привычном уровне. Например, со стороны Китая и других стран восточноазиатского региона растет интерес к краткосрочным программам космического направления. Работа продолжается.
– Какие возможности принесет вузу строительство международного межвузовского кампуса в Самаре?
– Университету нужно развивать инфраструктуру. То, что было построено в 1960-1970-е годы, уже не соответствует современным требованиям. Сегодня студенты выбирают, в том числе те вузы, где им будет удобно жить и учиться. Поэтому нам нужен кампус с коворкингами, общественными пространствами, конференц-залами, нужны новые общежития с повышенным уровнем комфорта, в том числе, чтобы привлекать иностранных студентов.
Все это запланировано в новом кампусе. Первые два этажа займут научные лаборатории, где студенты будут заниматься наукой, а на третьем этаже они будут учиться. Лаборатории будут ориентированы на приоритетные научные направления – квантовые телекоммуникации, IT-медицину и медицинское приборостроение, беспилотные авиационные системы и так далее.
– Каким вы видите будущее университета до 2030 года?
– К 2030 году университет будет цифровым, включая весь документооборот и арсенал принятия управленческих решений. Мы планируем использовать искусственный интеллект для анализа данных. Будем внедрять в образование технологии виртуальной дополненной реальности и геймификацию.
К 2030 году университет станет предпринимательским. Студенты будут генерировать идеи, создавать свои бизнесы и стартапы, формировать собственные команды. Сам университет станет более бизнес-ориентированным, будет расти его научная и инновационная составляющая. Доля привлеченных средств за счет науки будет возрастать.
Наш девиз "Космос для жизни" означает, что космические передовые технологии создаются на благо общества, чтобы люди получали новые сервисы, услуги, лекарства, материалы, новую технику, и им было бы комфортнее жить.
Так что Самарский университет будет цифровым, предпринимательским и воплощающим передовые космические идеи в жизнь.
Источник: ria.ru