В последние годы развитию науки в нашей стране уделяется особое внимание. В условиях беспрецедентного внешнего давления на Россию роль сильных исследовательских школ и фундаментальных разработок значительно возрастает и служит укреплению суверенитета. Для того, чтобы наука как важнейший ресурс экономического развития и обеспечения национальной безопасности крепла, необходим приток свежих сил - молодых ученых. Задавшись целью выяснить, как обстоят дела в этой сфере в Самарской области, мы пригласили на круглый стол экспертов для того, чтобы уточнить не только, как привлечь молодежь в науку, но и как создать условия для их развития и самореализации.
Все в сборе
Открывая круглый стол "Молодежь в науке: как привлечь и удержать?", модератор Анжелика Потеряхина поздравила экспертов с Днем российской науки и 300-летием Российской академии наук, которая стала колыбелью отечественной научной мысли.
В 2022 году президент РФ объявил в стране Десятилетие науки и технологий, основными задачами которого стали привлечение талантливой молодежи в научную сферу, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития страны. И сегодня уже можно говорить о некоторых результатах взятого курса. Но об этом чуть позже. А пока представим спикеров.
В актуальной дискуссии приняли участие руководитель управления профессионального образования и науки министерства образования и науки Самарской области Кристина Кузьмина, директор Самарского регионального центра для одаренных детей Ирина Липенская, и.о. директора Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества Багдат Тукабайов, представители Самарского университета им. Королева: председатель совета молодых ученых и специалистов Юлия Новикова, студентка Института авиационной и ракетно-космической техники Анастасия Романенко, ассистент кафедры теории и истории государства и права и международного права Иван Беляев, начальник конструкторского отдела ОКБ ОДК-Кузнецов, к.т.н. Андрей Тисарев, первый проректор по научной деятельности Медицинского университета "Реавиз" Алексей Супильников, председатель совета студенческого научного общества СамГМУ Даниил Кокорев, а также школьники - ученики 10-11 классов Самарского регионального центра для одаренных детей Дарья Смирнова, Андрей Морозов и Артем Костяков.
Идет ли молодежь в науку?
Именно с этого вопроса модератора начался заинтересованный разговор экспертов. Кристина Кузьмина, взяв слово, рассказала о масштабных мероприятиях, связанных с Днем российской науки, первым пунктом в списке которых стала студенческая научная конференция.
- 6 февраля губернатор Дмитрий Игоревич Азаров дал старт юбилейной 50-й Самарской областной студенческой научной конференции. Она проводится с 1974 года и отражает достижения студентов вузов Самарской области в сфере научных исследований по естественным, общественным, техническим и гуманитарным дисциплинам. Участники конференции - студенты вузов и аспиранты. Возраст - от 14 до 35 лет. В прошлом году в оргкомитет конференции поступило 3200 заявок. Надо отметить, что за последние 15 лет количество участников выросло в 3,5 раза, - сообщила Кристина Кузьмина.
В этом году главное событие в молодежном научном сообществе пройдет с 15 по 26 апреля. Будет организована работа 166 секций, в которых примут участие более 3000 человек. Под стать такому масштабу и жюри, в котором будет более 500 ведущих сотрудников вузов и научных организаций Самарской области.
Такому интересу к науке способствует система грантовой и стипендиальной поддержки научных проектов, связанных с решением прикладных задач, организованная в регионе. В 2024 году на эти цели из областного бюджета выделено более 46 млн рублей, в том числе на выплату победителям областного конкурса "Молодой ученый" - 8,3 млн рублей. Размеры выплат для студентов - 50 тыс. руб., аспирантов - 100 тыс. руб. и кандидатов - 150 тыс. руб., что, безусловно, ориентируют молодежь на исследовательскую работу.
Когда начинать?
Существуют разные мнения по поводу того, с какого возраста надо формировать интерес к науке. Ирина Липенская, например, убеждена в том, что лучший возраст - страшеклассники.
- Наука - дело серьезное. И чтобы вовлечение в эту сферу не стало профанацией, а шло осмысленно, вызывало интерес ребят к разным сферам знаний, их необходимо готовить. Чтобы заниматься физикой, нужны базовые знания по математике, чтобы заниматься биологией, нужны химия, физика. Словом, к моменту начала старта в науку, ребята должны быть всесторонне подготовлены, - считает Ирина Липенская. - Второе немаловажное условие для старта в перспективные и актуальные направления науки - создание широкого пространства: программ, площадок, где они реализуются. Как работает наш региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Вега", созданный по модели "Сириуса"? Появляется у нас в области кластер беспилотников - мы тут же включаем в программу подготовки по управлению и программированию БПЛА. Говорят, например, футурологи о том, что к 50-ым годам наука найдет способ "печатать" человеческие органы, и мы готовим ребят по программам 3D-моделирования совместно с СамГМУ. И третье условие: чтобы ребята включались в эти процессы, нужны увлеченные взрослые. У нас много экспертов из различных вузов, которые оценивают уровень разработок школьников. Но для вовлеченности этого недостаточно - нужны сообщества, в которые бы входили и дети, и взрослые в качестве кураторов. Там, где есть такие взрослые, уже есть уникальные результаты.
В прошлом году, например, ученик центра Лев Аввакумов получил бронзовую медаль 57-й Международной Менделеевской олимпиады по химии во много благодаря наставнику - профессору химии Сергею Яшкину. И таких примеров много.
Вступивший в разговор Багдат Тукабайов рассказал о том, что под руководством к.б.н. Юрия Ротаря - педагога тольяттинского филиала детского технопарка "Кванториум-63 регион", школьники в результате исследования планктона Куйбышевского водохранилища обнаружили новый вид клеща и доказали, что его появление и распространение тесно связано с антропогенной деятельностью.
О своих успехах в науке рассказали трое ребят из центра одаренных детей, для которых этот путь стал способом самореализации. Дарья Смирнова с химико-биологического направления центра, например, занимается экологической оценкой качества воды в прибрежной зоне Волги. Андрей Морозов с физико-химического направления работает над проектом в области неорганической химии, связанным с спектрофотометрией органических комплексов редкоземельных элементов. Артем Костянов с направления физ-IT занимается созданием беспилотного транспортного средства для обнаружения дефектов дорожного покрытия с помощью искусственного интеллекта. Ребята сказали, что занятие наукой дает им мотивацию и стремление к совершенствованию, убеждены, что интерес к науке возникает в процессе занятий, и что пример наставников помогает ставить высокие задачи.
Как вузы пестуют студентов, занимающихся наукой?
Представительная делегация Самарского университета им. Королева сполна раскрыла эту тему, на цифрах показав, как активно сегодня молодежь идет в науку. Каждый пятый студент университета пробует себя в научно-исследовательской деятельности. За три года в вузе прибавилось около сотни аспирантов. Сейчас их более 700.
- Когда растет интерес к науке? Когда есть спрос на исследовательскую работу, - начала Юлия Новикова. - Год науки и технологий, напомню, это был 2021-й, привел к повышению интереса к научной карьере: опросы родителей показали, что 60% из них хотят, чтобы дети связали свою жизнь с наукой, а 72% видят своих детей в инженерно-технических специальностях.
Сегодня у студентов широкие возможности представить свои наработки на региональные и федеральные конкурсы. Только в прошлом году университет направил для участия в таких конкурсах 200 человек, оплатив им дорогу и проживание.
- Областной конкурс "Молодой ученый", крайне популярный в нашем вузе, - продолжает Юлия Новикова. В нем за все время его существования уже приняли участие 6,5 тыс. человек, а 1,6 тыс. стали победителями. Сегодня выплаты лауреатам увеличены, что, конечно, же радует конкурсантов и рождает высокий конкурс.
А теперь про то, как пестуют. В университете развиваются научные школы по 35 направлениям: технические, естественнонаучные, гуманитарные и общественные. По программе Минобрнауки России "Молодежные научные лаборатории" действуют три лаборатории: "Энергетические установки", "Фотоника для умного дома и города" и "Криогенная техника". Это те самые площадки, на которых студенты учатся делать первые шаги в науке под руководством наставников.
Анастасия Романенко подтвердила слова коллеги о том, что поддержка студентов, занимающихся наукой, и молодых ученых растет и рассказала о студенческих лабораториях:
- Научные лаборатории дают отличную мотивацию начинать строить свою научную карьеру. А участие в конкурсах - бесценный опыт, новые компетенции и понимание, как развивать науку.
Иван Беляев рассказал о том, что университет строит работу по привлечению талантливых школьников к обучению через дни открытых дверей. На базе университета проводятся региональные этапы многих школьных олимпиад. Ведущие школы Самарской области активно привлекают сотрудников и выпускников университета для создания научных проектов школьников.
- Когда студентам становится тесно в рамках образовательного процесса, - продолжил Иван Беляев, - они могут реализоваться в проектах студенческого научного общества, которое дает возможность каждому студенту быть не только участником, но и организатором научной жизни университета. И тогда они могут заниматься творческим поиском и генерацией собственных идей и проектов. Университет предоставляет им опытных наставников, современную инфраструктуру, меры финансовой поддержки: участие в конкурсах, конференциях, стипендии. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в каждом научном достижении или технической разработке есть доля студенческого поиска и труда. Это позволяет нашим студентам быть заметными на федеральном уровне.
Что помогает удержать молодых ученых?
- Традиционно медицинская наука в нашем регионе развивается семимильными шагами. Как вам это удается, - адресовала свой вопрос представителям двух медицинских вузов Анжелика Потеряхина.
Взявший слово Алексей Супильников рассказал о трех китах успеха. Все они связаны с кадрами: поиском, привлечением и удержанием талантливой молодежи, интересующейся научной деятельностью.
- В "Реавизе" есть коммерческий проект "Умная Самара", который занимается популяризацией медицинской науки для школьников. В настоящих лабораториях - физических и химических - ребята видят, как работает наука, а у взрослых в это время есть возможность узнать о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, - увлеченно начал Алексей Супильников. - Вы бы видели, с каким интересом наши лаборатории посещают после лекции взрослые, чтобы посмотреть, чем там занимались их дети.
Удержать молодежь, которая выбирает научный поиск, помогает региональная и федеральная поддержка научной деятельности.
- Ежегодно мы проводим конференцию "Научная весна". В прошлом году в ней приняли участие около 600 представителей вузов разных городов страны, - рассказал Алексей Супильников. - Мы проводим конференцию во всех городах присутствия нашего университета: в Самаре, в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове. Организуем сессии в ведущих лечебных учреждениях нашей страны. Молодые ученые имеют возможность пообщаться с ведущими специалистами НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента. Кроме того, мы предоставляем возможность нашим студентам пройти стажировку на наших клинических базах, в Многопрофильной клинике "Реавиз", а также на базе Академии стоматологии "Реавиз". Для поддержки наших выпускников в университете существует аспирантура, обучение в которой осуществляется за счет бюджета РФ, а остальные места оплачиваются Медицинским университетом "Реавиз". Таким образом, наши выпускники обучаются в нашей аспирантуре бесплатно. Это инвестиции нашего университета в развитие научных и педагогических кадров.
Молодой ученый СамГМУ Даниил Кокорев рассказал о существующей практике одного из старейших вузов региона в создании условий для молодых ученых. Он, студент 6 курса, работает в Научно-образовательном профессиональном центре генетических и лабораторных технологий над разработкой диагностических тест-систем для выявления инфекционных заболеваний.
- Наш проект "Базовые и опорные школы СамГМУ" позволяет учащимся школ постигать медицинские и естественные науки у ведущих профессионалов вуза. Центр развития потенциала обучающихся и Стартап-центр в постоянной связке со студенческим научным обществом с первых дней вовлекают студентов в исследовательский процесс. Студенческое научное общество СамГМУ в 2023 году отпраздновало свой 100-летний юбилей и стало призером Всероссийского конкурса на лучшее молодежное научное общество среди медицинских и фармацевтических организаций России. Горящие наукой студенты проводят исследования и совершают свои первые шаги в клинической деятельности в более 60 научных кружках, - сообщим Даниил Кокорев.
Повышение размеров стипендий президента и Правительства РФ, грантовые конкурсы Российского научного фонда и Сколково, программа губернских грантов, академическая мобильность и многое другое говорит о том, что быть исследователем в современный России престижно, стабильно и высокооплачиваемо.
Кадры для промышленности - какие они?
- Как предприятия решают сегодня проблему кадров и какое место в их подготовке играет наука, - задала вопрос начальнику конструкторского отдела опытно-конструкторского бюро ОДК-Кузнецов Андрею Тисареву модератор круглого стола.
- Промышленность чрезвычайно заинтересована в подготовленных специалистах, способных к проектированию, созданию новых технологий. Государство ставит перед нами сложные задачи по разработке и серийному производству авиационных двигателей. Это одно из самых сложных технических устройств. Только 5 стран в мире обладают компетенциями по созданию и производству такой техники, - сказал Андрей Тисарев.
Чтобы создавать авиадвигатели, нужны знания технологий и инженерные навыки конструирования. Мощная машиностроительная компания проводит большую работу с молодежью, чтобы показать школьникам, какой разносторонней может быть профессия инженера и как она сопряжена с наукой. Предприятие сотрудничает с 18 опорными школами, где открываются лаборатории. Ученики посещают производство, участвуют в олимпиадах, мастер-классах, профессиональных пробах, у них проходят занятия, которые ведут специалисты завода.
Молодые конструкторы и студенты-целевики предприятия, рассказал Андрей Тисарев, на курсе "Компас для школьников" обучают ребят проектированию в отечественной программе "Компас 3D". В 2023 году команда, состоящая из инженеров-конструкторов опытно-конструкторского бюро совместно с учащимися Самарского центра для одаренных детей и студентами Самарского техникума им. Д.И. Козлова приняла участие в федеральном проекте обучения конструированию и управлению беспилотными летательными аппаратами и робототехническими средствами. Призовое место в Гранд-финале чемпионата "Кибердром - 2023" среди 16 команд из 14 регионов говорит о многом.
- Мы тесно взаимодействуем с Самарским университетом, - продолжил Андрей Тисарев. - С 2021 года реализуем программу "Крылья Ростеха", по которой студенты осваивают специальность "Проектирование авиационных и ракетных двигателей". Опыт пилотных групп подтвердил правильность созданной образовательной траектории. Перспективные и мотивированные студенты уже получили рабочую профессию, влились в коллектив, проходят практику на производстве, показывают высокие результаты в учебе.
Наряду с теорией студенты программы уже с первого курса получают практические навыки. Мотивирующая выплата от предприятия составляет от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Компенсируются затраты на интернет, общежитие и транспортную карту, начисляется заработная плата во время практики и работы над проектами. С первого курса целевикам Ростеха предлагается трудоустройство. После получения диплома о высшем образовании молодому специалисту гарантирована работа в компании.
- Что же касается самостоятельной научно-исследовательской деятельности, то сотрудники предприятия ежегодно принимают участие в научных отраслевых конференциях, - продолжил Андрей Тисарев. - Проекты молодых ученых связаны с решением конкретных производственных задач и имеют высокое прикладное значение. Двигателестроение - наукоемкая отрасль, поэтому мы постоянно проводим совместные исследования с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими институтами.
Источник: samara.kp.ru