В год 80-летия Самарского университета им. Королёва мы продолжаем рассказывать о вкладе его сотрудников, ученых, преподавателей и студентов в достижение Великой Победы.
Публикуем воспоминания Юрия Леонидовича Тарасова, выпускника Куйбышевского авиационного института (сегодня Самарский университет им. Королёва), впоследствии профессора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники, проректора по научной работе.
С Ф.И. Стебиховым автору этих строк довелось познакомиться четыре года спустя после окончания войны. Федор Иванович в то время уже шесть с лишним лет возглавлял небольшой, но четко работающий коллектив Куйбышевского авиационного института. В составе института в 1949 году было всего два факультета - самолетостроительный и моторостроительный. И шло обучение двух групп студентов при самолетостроительном факультете, которые стали основой будущего факультета технической эксплуатации самолетов и двигателей. Располагались учебные аудитории, лаборатории, учебно-производственные мастерские, кабинеты администрации, комнаты студенческих общежитий в корпусе N1 на ул. Молодогвардейской, а также на первом, втором и в полуподвальном этажах бывшего корпуса N2 (улица Ульяновская, 18).
На мой взгляд, главным достижением руководства института было создание к этому времени высокопрофессиональных коллективов кафедр во главе с энтузиастами - заведующими кафедрами, которые, за исключением Н.И. Резникова - профессора, доктора технических наук, были доцентами со степенью кандидатов наук. Преподаватели того времени - это люди, страстно любившие науку, авиацию. Любовь к авиации проявлялась и внешне. Всюду: и в учебных кабинетах, и в лабораториях, и в коридорах, и на стенах читального зала - висели планшеты с фотографиями, посвященными этапам развития авиации. И здесь же были хорошо продуманные и тщательно подготовленные экспонаты натурных узлов самолетов и двигателей. Самолеты и двигатели стояли во дворах двух корпусов, на учебном аэродроме, который располагался недалеко от пересечения теперешних улиц Революционной и М. Тореза. Руководству института и, в первую очередь, его директору, удалось сформировать слаженно работающие службы и отделы.
Многие поколения студентов тех времен до сих пор с благодарностью вспоминают обязательную ежедневную работу библиотеки, отдела кадров, хозяйственных служб, комендантов, канцелярии. Все они работали с точностью часов. Всегда был порядок в комнатах общежитий и в учебных аудиториях. Не было разбитых стекол и сломанной мебели. И это в трудное, тяжелое время! И при этом у коменданта Ивана Викентьевича, у кастелянши Веры Осиповны, у фельдшера Тамары Николаевны и у многих, многих других находились теплые слова для студентов. Такие слова особенно нужны были студентам, жившим в общежитиях. А в комнатах общежития иногда проживало по 22...25 студентов.
Сложно было директору нашего института, созданного в городе, в который эвакуировались десятки предприятий и тысячи людей с Запада страны. И еще одно обстоятельство: институт трудно было создавать и развивать в то время, когда враг выходил к берегам Волги у Сталинграда.
Последующее развитие института показало, что путь, выбранный Ф.И. Стебиховым, возглавлявшим в качестве директора наш институт в период с 1942 по 1956 гг., был верным. Следует отметить, что до назначения на эту ответственную должность он прошел большую жизненную и производственную школу.
Из биографии Ф.И. Стебихова
Родился Федор Иванович Стебихов в 1899 году в г. Кричеве Могилевской губернии. С 1919 по 1922 гг. служил в Красной армии. В 1923 году он переезжает в Москву и поступает на рабочий факультет. В годы учебы на рабфаке Ф.И. Стебихов работает осмотрщиком вагонов на железной дороге, старшим инструктором в учебных мастерских Мосгорнаробраза. В 1926 году он становится членом ВКП(б).
В 1927-1932 гг. Ф.И. Стебихов - студент Московского механико-машиностроительного института им. Н.Э. Баумана, после окончания которого направляется на работу на авиационный завод N1. В предвоенные годы Ф.И. Стебихов уверенно прошел на этом заводе путь от инженера лаборатории резания металлов до начальника механического цеха и заместителя главного механика завода. В 1940 году он был направлен наркоматом авиационной промышленности (НКАП) в Германию и Швецию для приемки оборудования. За успешное выполнение этого ответственного задания Ф.И. Стебихов был награжден орденом Красной Звезды. С началом войны в 1941 году НКАП направляет его в г. Куйбышев для подготовки завода N122 к приемке на его площадку авиационного завода N1 из Москвы. Задача была непростой, так как в июле-сентябре 1941 года сюда уже были эвакуированы заводы из Смоленска, Киева, Днепропетровска и прибалтийских республик.
В октябре месяце завод N1 и опытно-конструкторское бюро Микояна были эвакуированы из Москвы в Куйбышев и сразу приступили к выпуску самолетов для фронта. Необходимо отметить, что с порученной задачей Ф.И. Стебихов справился весьма успешно и опять приступил к руководству механическим цехом.
Как крупный специалист авиационной промышленности и хороший организатор производства, в ноябре 1942 года приказами по наркомату авиационной промышленности и Всесоюзному комитету по делам высшей школы (ВКВШ) Ф.И. Стебихов был назначен директором Куйбышевского авиационного института. Следует отметить, что выбор был весьма удачным: решить разнообразные проблемы создания нового вуза в исключительно тяжелых условиях военного 1942 года мог только такой энергичный, волевой, требовательный человек, как Ф.И. Стебихов. К характеристике Ф.И. Стебихова тех лет следует добавить еще его умение разбираться в людях и руководить коллективом, его высокое чувство долга за порученное дело.
Ф.И. Стебихов не замыкался в рамках административной работы, он участвовал в учебном процессе, читал небольшой курс лекций, руководил дипломным проектированием. В 1946 году ему было присвоено ученое звание доцента по кафедре производства самолетов. Когда первоочередные работы по созданию института были выполнены, Ф.И. Стебихов смог заняться научно-исследовательской работой. В конце 40-х - начале 50-х годов многие вечера он проводил в лаборатории резания металлов, выполняя экспериментальные исследования, и в 1953 году защитил кандидатскую диссертацию по теории резания металлов.
Дела и проблемы...
Трудно перечислить все, что должен был сделать и что в действительности сделал новый директор института, приступив к своим обязанностям в конце ноября 1942 года. Нужно было прежде всего установить деловые контакты с руководителями партийных и советских органов Ленинского района г. Куйбышева и области, с руководством Главного управления учебными заведениями НКАП и ВКВШ (институт тогда находился в двойном подчинении) и, конечно же, наладить связи с руководителями крупнейших предприятий промышленности города. Но задачи формирования коллектива преподавателей, формирования отделов и служб исполнительными, обязательными и дисциплинированными работниками были на первом месте и в первые дни, и в последующие годы.
Следующей сложной и трудной задачей было решение проблемы площадей для учебного процесса, создание учебных лабораторий и кабинетов, проблемы площадей для проживания сотрудников и студентов. В решении этих проблем институт во главе со своим директором всегда находил поддержку у районных и городских партийных и советских органов. Уже в начале 1943 года удается почти полностью освободить учебный корпус N1, сделать ремонт помещений, оборудовать аудитории, лаборатории, кабинеты и комнаты для общежития студентов. В октябре-декабре 1943 года удается получить около 5000 кв.м. площадей в учебном корпусе N2 (цокольный, 1-й и 2-й этажи, лекционные аудитории Л-1 и Л-2). Помещения срочно ремонтируются, в подвале создаются учебно-производственные мастерские со слесарным, станочным и литейным отделениями. На 1-м и 2-м этажах (тогда казалось: как много площадей!) были размещены аудитории, лаборатории, кафедры, кабинеты проектирования и общежития для студентов и сотрудников.
В 1942 году удалось получить около 20 комнат в общежитии планового института - там были поселены семьи заведующих кафедрами и ведущих преподавателей института. Конечно, трудности с площадями были и в последующие годы, но сдвиги в решении проблемы материальной базы радовали, воодушевляли коллектив. Кафедры самостоятельно и с помощью директора и его заместителей проводили большую работу по оснащению лабораторий и кабинетов оборудованием и приборами.
Продолжалось комплектование штатов профессорско-преподавательского и учебно-производственного состава, штатов административно-хозяйственного отдела и других служб.
Надо было организовать питание студентов, сотрудников, преподавателей. В институте создается отдел рабочего снабжения, хлебно-продуктовый магазин, столовая.
С окончанием войны обнаружилась еще одна острая проблема - жилищная. Ф.И. Стебихову удалось сделать первый шаг в ее решении: в 1948 году был построен 15-квартирный жилой дом по улице Самарской, 195а, где были расселены 14 семей руководителей института, заведующих кафедрами и ведущих преподавателей института.
Быстро рос контингент студентов - в 1945 году на I-V курсах их было уже 1100 человек. Соответственно рос штат преподавателей. К сожалению, в их составе было мало лиц с учеными степенями и званиями (в 1945 году из 98 штатных преподавателей только 24 человека имели ученые степени и звания).
Поэтому уже во второй половине 40-х годов принимаются меры по повышению квалификации преподавателей. В 1944 году при кафедре резания металлов открывается первая в КуАИ аспирантура (научный руководитель - профессор Н.И. Резников), несколько позже - при кафедрах аэродинамики, конструкции двигателей. Ряд молодых способных преподавателей направляются в целевую или годичную аспирантуру вузовских центров страны.
В 1944-1946 гг. прошли первые выпуски инженеров из числа студентов, принятых в 1942-1943 гг. на старшие курсы. И председатели государственных экзаменационных комиссий (директор завода N1 В.Я. Литвинов, главный инженер завода N 24 Е.М. Юдин) и члены комиссии высоко оценили качество подготовки специалистов. Начиная с 1947 года пошли выпуски инженеров, прошедших в КуАИ полный цикл обучения.
Сложился дружный работоспособный коллектив института, сплочению которого немало способствовали такие качества руководителя, как умение навести и поддерживать четкий порядок, твердую дисциплину, поставить задачу и организовать ее выполнение, высокая требовательность к себе и членам коллектива.
Директор института всегда находил время проводить заседания приемных комиссий по зачислению студентов, быть на заседаниях государственных экзаменационных комиссий, участвовать в комсомольских собраниях, быть на вечерах отдыха студентов. И этому примеру следовало большинство преподавателей.
Но вставали новые задачи. Заводы осваивали и выпускали реактивные и турбореактивные, новые пассажирские и военные самолеты.
На очереди было создание ракетной и космической техники. Стране были нужны в большом количестве новые кадры инженеров, умеющих сочетать инженерное дело с научным поиском. Необходимо было решать не только кадровые проблемы предприятий, но и реализовать научное обеспечение разработок и производства новой техники. Эта проблема решалась в институте путем создания отраслевых лабораторий при крупных кафедрах. Кафедры совместно с отраслевыми лабораториями становились учебно-научными центрами, при которых создавались научные школы. Наращивался контингент студентов, преподавателей, в штате института появились коллективы научных сотрудников.
Снова нужны были площади для размещения новых учебных кабинетов, учебных и научных лабораторий, общежития для студентов и жилье для преподавателей.
И решать эти проблемы пришлось с 1956 года преемнику Ф.И. Стебихова на посту директора Куйбышевского авиационного института В.П. Лукачеву.
Материал опубликован в рамках акции "Научный полк"