С 23 по 25 июня в Самарском университете прошла международная научно-техническая конференция "Проблемы и перспективы развития двигателестроения", которая является традиционной и значимой для Самарской области, так как Самара, можно сказать, - это сердце двигателестроения России, а Николай Дмитриевич Кузнецов – мотор и новатор, не имеющий себе равных в области создания турбовинтовых и реактивных двигателей, человек, с именем которого связано развитие всей Самарской области. В этом году конференция посвящается 110-летию со дня рождения генерального конструктора Н.Д. Кузнецова. Под руководством Николая Кузнецова на самарском предприятии ПАО "ОДК-Кузнецов" создано более 50 модификаций двигателей марки НК: двигатели для стратегической и грузовой отечественной авиации, газоперекачивающие агрегаты. А разработки коллектива Николая Дмитриевича Кузнецова в области ракетных двигателей до сих пор остаются актуальными и востребованными, признаются на мировом уровне. Он сумел организовать высокотехнологичное производство и собрать уникальный творческий коллектив конструкторов, технологов, металлургов, производственников, осуществляющих самые смелые проекты, которые многим до того казались далекой мечтой.
В своих приветственных словах врио министра промышленности и торговли Самарской области Шамин Андрей Юрьевич, ректор Самарского университета Богатырев Владимир Дмитриевич, президент и научный руководитель Самарского университета Сойфер Виктор Александрович и Шахматов Евгений Владимирович, заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО "ОДК-Кузнецов" Соболева Алексей Алексеевич отметили самое важное - на базе мощного российского исторического фундамента научно-технического задела в области двигателестроения и с использованием новейших технологий проектирования и производства мы сможем создавать перспективные двигатели, превосходящие по характеристикам современные зарубежные аналоги, и готовить кадры под самые "дерзкие" научно-технические задачи.
На пленарном заседании были обозначены основные проблемы и перспективы развития двигателестроения, связанные с разработкой новых технологий, материалов, двигателей и силовых установок перспективных летательных аппаратов и индустриальных газотурбинных установок. Со своими докладами выступили Чупин П.В., к.т.н., генеральный конструктор ПАО "ОДК-Кузнецов", Карелин Д.В., заместитель генерального конструктора АО "ОДК" по НИР, Луковников А.В., д.т.н., начальник отделения "Авиационные двигатели", ЦИАМ им. П. И. Баранова, Фокин Н.И., главный конструктор начальник СКБ ГТУ АО "Силовые машины", Мебель А.М., ведущий учёный лаборатории "Физика и химия горения", профессор международного университета Флориды (FIU), почетный член Международного института горения, и дистанционно: Иноземцев А.А., чл.-корр. РАН, управляющий директор - генеральный конструктор АО "ОДК-Авиадвигатель", Боровков А.И., проректор по цифровой трансформации СПбПУ, Чуйко В.М., действительный член Академии наук авиации и воздухоплавания, Академии транспорта, Президент АССАД.
На пленарной дискуссии "Акселерация инноваций и цифровой трансформации двигателестроения" обсуждался ключевой и приоритетный вопрос трансформации ОДК - "Цифровые двойники" с возможностью применения нового дизайна аддитивного производства, предиктивного управления и мониторинга параметров. В рамках диверсификации бизнеса АО ОДК ведется работа по созданию новых энергетических решений, как для летательных аппаратов, так и в области наземной энергетики. Среди основных направлений развития двигателестроения можно выделить:
- создание перспективного газогенератора серии НК;
- разработка и создание МЭКС, в том числе изготовление горелочных устройств аддитивными технологиями;
- применение альтернативных видов топлива;
- применение цифровых двойников и прогностических моделей, в том числе для процессов горения;
- создание гибридных силовых установок, ГТД сложного цикла, новых топливных элементов;
- обеспечение технологической независимости;
- развитие отечественного производства компонентной базы и промышленного оборудования аддитивного производства, удовлетворяющего высоким требованиям предъявляемым такими отраслями как авиация и космос;
- создание полностью отечественных газовых турбин большой мощности.
В рамках конференции работали 13 тематических секций:
- Проблемы конструкции, надежности, проектирования двигателей;
- Динамика и виброакустика;
- Системы автоматического управления и топливопитания двигателей летательных аппаратов;
- Материалы и технологии производства двигателей летательных аппаратов;
- Форум "Аддитивные технологии";
- Тенденции цифровой трансформации и экономики в двигателестроении;
- Рабочие процессы лопаточных машин и проектирование воздушно-реактивных двигателей;
- Ракетные двигатели. Космическая энергетика;
- Актуальные проблемы аэрокосмического образования;
- Контактная гидродинамика и надежность узлов трения;
- Процессы горения и экология тепловых двигателей;
- Процессы тепломассообмена в тепловых двигателях и энергетических установках;
- Физика и химия горения и процессов в экстремальных средах;
- Прочность деталей турбомашин.
Отдельно отмечается работа молодежной секции "Школьники" для вовлечения талантливых и увлеченных наукой школьников в решение актуальных индустриальных задач, как основных драйверов научно-технического развития.
На круглом столе "Цифровые технологии в двигателестроении", проводимым Антоном Сальниковым (ЦИАМ) и Александром Никулиным (ОДК), рассматривались вопросы создания цифровой платформы междисциплинарного сетевого сотрудничества для решения актуальных задач энергетического машиностроения и двигателестроения в условиях цифровой трансформации и развития инноваций.
В конференции приняли участие более 500 специалистов из следующих организаций: OOO "Сименс Индастри Софтвер", Акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко", АО "КБхиммаш им. А.М. Исаева", АО "Композит", АО "Научно-производственное предприятие "Аэросила", АО "ОДК", АО "ОДК-Авиадвигатель", АО "ОДК-СТАР", АО "РКЦ" Прогресс", АО "Металлист - Самара", БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова, АО "ОДК-Климов", ВУНЦ ВВС "ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина", КНИТУ-КАИ, МАИ (НИУ), ПАО "Компания "Сухой", Национальный исследовательский Томский политехнический университет, НИИ механики МГУ им М.В. Ломоносова, ОКБ им. А. Люльки филиал ПАО "ОДК-УМПО", ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", Пермский национальный исследовательский политехнический университет, ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова" и др.
Результаты данной конференции непременно являются важными для реализации технологических проектов комитета по двигателестроению НОЦ мирового уровня "Инженерия будущего", который считается локомотивом создания высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
По итогам конференции грамотами за лучший доклад были награждены 48 участников секций и 5 школьников.
Сальников Антон и Рустам Кяримов получили фирменные подарки от АНО Института регионального развития (Михеевой О.А., генерального директора, советника Губернатора Самарской области) за содействие развития приоритетных научных и образовательных проектов.