Публикуется материал из газеты "Полёт" 2011 года.
До сих пор моторы, созданные этой фирмой, обгоняют время. Недавно серия НК-33 прошла огневые испытания и готовится вынести в космос американскую ракету "Taurus-II", а также российскую ракету "Союз-2-3".
В поселке Управленческий с именем генерала Кузнецова было связано все. Чистота на улицах, строительство жилья для работников завода, озеленение, все социальные структуры, работавшие без сбоев. Молодёжь, заканчивавшая авиационный институт, считала большой для себя удачей распределение на завод Кузнецова и, как правило, связывала с ним свою карьеру и судьбу навсегда.
Известный в мире авиаконструктор, Николай Дмитриевич Кузнецов был невероятно работоспособен, коллеги называли его феноменально работоспособным.
Он руководил предприятием, создавшим 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов; жидкостно-ракетных двигателей для ракетно-космических комплексов; двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов. Он прожил долгую и счастливую жизнь. Судьба даровала ему счастье реализовать свой талант в деле, которое он любил и которому отдавался весь без остатка.
При жизни большинство созданных им двигателей были отмечены, как "впервые в мире", "впервые в СССР". Среди них – первый в СССР и самый мощный в мире турбовинтовой двигатель; первый в СССР и самый мощный в мире двухконтурный двигатель с форсажной камерой для сверхзвуковых самолётов; первый в мире ЖРД большой тяги, созданный по замкнутой схеме; первый в СССР трёхвальный двухконтурный двигатель; первые в мире двигатели, использующие в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ. Но только к концу его жизни стало понятно, насколько он своей технической мыслью опередил своё время! Специалисты США, купившие у России двигатели НК-33, знали, что ничего подобного им создать не удалось. Когда в 1992 году американские специалисты по ракетным двигателям увидели на выставке в Москве камеру сгорания этого двигателя, то были удивлены, что уже в начале 60-х годов она была обработана таким методом, каким в США начали пользоваться годы спустя.
Рискованное и смелое решение по созданию ЖРД замкнутой схемы намного опередило Запад, а в США такими двигателями начали заниматься только в 70-е годы прошлого века.
Авиационные газотурбинные двигатели, авиационные атомные двигатели и реакторы, жидкостно-ракетные двигатели, ракетные атомные двигатели, лазерные установки на основе авиационных ГТД и ЖРД, авиационные двигатели на криогенном топливе, газотурбинные двигатели для экранопланов, наземные газотурбинные двигатели для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов – такого охвата тем и направлений хватило бы на десять руководителей. Специалисты знают, что нигде в мире ни один конструктор в двигателестроении не в состоянии был охватить этот объём работ.
Николай Дмитриевич был генеральным конструктором от Бога. В масштабном вопросе он вырабатывал генеральное направление и выдерживал его. Он не разбрасывался и не изменял принятому направлению, не шёл на поводу стереотипов и ничего не принимал на веру. Вся его жизнь прошла под знаком борьбы за новое, прогрессивное. Сейчас трудно перечислить все те новые идеи и конструкции, разработанные Николаем Дмитриевичем, которые заставили другие НИИ, ОКБ и других конструкторов заниматься аналогичными делами.
Кузнецов сочетал в себе качества учёного, конструктора, технолога, металлурга, производственника, он не только сам обладал обострённым чувством нового, но умел увлечь за собой коллег. Он всего себя вкладывал в коллектив, в специалистов, создавая настоящую творческую обстановку; молодые специалисты приходили и видели всё это творчество, дерзание, увлечённость.
Николай Дмитриевич был необыкновенно терпелив и терпим при выслушивании мнения любого человека, будь то молодой специалист или крупный учёный. Как никто другой, он умел разговаривать с подчинёнными, не "выпячивая" себя, как начальника. Во время бесед и на совещаниях собеседники чувствовали себя рядом с ним раскованно и непринужденно. И только его ум, знания, опыт, эрудиция и интуиция обнаруживали в нём руководителя очень высокого ранга.
Николай Дмитриевич был очень независимым человеком. Он признавал авторитет корифеев науки, власти только тогда, когда они вникали серьёзно в дела и предлагали что-то грамотное, толковое.
Кузнецов любил молодёжь и придавал вопросу воспитания молодых инженеров большое значение, поэтому и согласился возглавить кафедру конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (КиПДЛА) Куйбышевского авиационного института, где и работал заведующим кафедрой в течение 10 лет начиная с 1969 года. При нём кафедра стала одной из передовых в институте. В 1956 году по инициативе Кузнецова и ректора Лукачёва при заводе начал работать вечерний факультет № 2 КуАИ.
Николай Дмитриевич всегда был бодр и энергичен, никогда не предавался унынию, даже тогда, когда он сам и руководимый им коллектив находились в крайне тяжёлом положении. Он был скромным человеком. Никогда, нигде он не говорил "я решил", "я предложил", "я применил", но всегда так: "наш коллектив предложил", "наш коллектив разработал". Коллектив был для него превыше всего.
В общении с людьми Николай Дмитриевич был настоящим интеллигентом. И люди, работавшие рядом с ним, платили и платят ему за всё любовью и доброй памятью.
Справочно
Николай Дмитриевич Кузнецов – генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, академик Академии наук СССР и Российской Федерации, основатель и первый председатель Совета директоров Самарского научного центра Российской Академии наук, дважды Герой Социалистического Труда, кавалер пяти орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции и Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, кавалер пятнадцати медалей, лауреат Ленинской премии, лауреат премии Совета Министров СССР, депутат Верховного Совета РСФСР с 1963 г. по 1990 г., делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов КПСС, доктор технических наук, профессор, почетный доктор СГАУ им. С.П. Королёва, заведующий кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, научный руководитель отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте (Самарский университет им. Королёва), почётный гражданин города Куйбышева и Самары. Родился 23 июня 1911 года, умер 31 июля 1995 года.
Николай Дмитриевич Кузнецов возглавлял СНТК (он же опытный завод № 2, завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение "Труд") в течение 45 лет – с 1949-го по 1994 год.
Антонина Верченова, по материалам открытых источников
Фото Алексея Шерстенникова и Валерия Опехтина