В пятницу, 26 февраля, состоялось заседание ученого совета Самарского университета им. Королева под председательством ректора Владимира Богатырева. Основными вопросами для обсуждения стали обзор научно-исследовательской работы в 2020 году, цифровая трансформация университета, а также развитие института экономики и управления.
Итоги научно-исследовательской деятельности за 2020 год
Итоги научно-исследовательской работы за 2020 год подводил первый проректор - проректор по научно-исследовательской работе Андрей Прокофьев.
В 2020 году научная деятельность осуществлялась в соответствии с Программой повышения конкурентоспособности Самарского университета им. Королёва среди ведущих мировых научно-образовательных центров и в условиях действия ограничительных мероприятий в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Были созданы новые подразделения: лаборатория криогенной техники, научно-исследовательская лаборатория "Перспективные фундаментальные и прикладные космические исследования на базе наноспутников", Центр искусственного интеллекта, научно-исследовательский институт стратегий и региональной конкурентоспособности, в партнерстве с ПАО "ОДК-Кузнецов" – конструкторское бюро двигателестроения, в партнерстве с АО "Силовые машины" – конструкторское бюро "Водород СМ".
По результатам конкурсного отбора Минорбнауки России получил поддержку проект по созданию и развитию инжинирингового центра на базе Самарского университета им. Королёва для разработки перспективных газотурбинных двигателей и энергетических установок, который реализуется в рамках деятельности НОЦ "Инженерия будущего”, созданного по инициативе губернатора Самарской области Дмитрия Азарова и получившего в конце 2020 года статус мирового уровня.
Еще по двум направлениям деятельности НОЦ - "Аэрокосмические технологии и системы” и "Сектор новых инженерных компетенций" - Самарский университет им. Королева является одним из лидеров, в двух других - "Искусственный интеллект в инжиниринге для проектирования, производства и эксплуатации новых изделий”, "Интеллектуальные транспортные системы” - университет принимает активное участие.
Приоритеты цифрового университета
О реализации мероприятий по цифровой трансформации университета рассказал заместитель председателя координационного совета по цифровой трансформации университета, проректор по информатизации Дмитрий Пашков.
По его словам, в университете реализуется комплекс мероприятий по цифровой трансформации образовательной и научной деятельности, а также управления университетом, кампусом и развития IT-инфраструктуры. Эти мероприятия направлены на построение единой экосистемы по принципам Индустрии 4.0. Работы ведутся под контролем координационного совета по цифровой трансформации, включающего 4 рабочие группы.
В условиях ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, университет оперативно и успешно перевёл основные рабочие процессы и образовательную деятельность в дистанционный формат.
Одним из главных рабочих инструментов обеспечения процессов цифровизации выступила система личных кабинетов работников и обучающихся, которая объединяет более 50 информационных сервисов. В 2020 году были созданы 6 новых сервисов – электронный журнал, электронная зачётная книжка, сервис получения повышенной государственной академической стипендии, электронный обходной лист, расписание сессии, заказ справок об обучении. Кроме того, 6 сервисов были модернизированы.
Для реализации образовательной деятельности в дистанционном формате:
- развёрнут сервис видеоконференцсвязи, позволяющий проводить одновременно до 200 занятий для 8000 обучающихся;
- поддерживаются более 900 курсов в системе электронного обучения;
- размещены на платформах MOOC 23 курса университета, на которых в 2020 году прошли обучение более 50 тысяч слушателей, более 4 тысяч студентов университета обучились на MOOC других вузов;
- обеспечен доступ к 55 базам данных научных электронных ресурсов и электронным библиотечным системам.
В ходе модернизации IT-инфраструктуры университета – в 2020 году увеличены вычислительные ресурсы сервиса виртуализации и суперкомпьютера "Сергей Королев", аудитории и конференц-залы оснащались мультимедийным оборудованием и средствами видеоконференцсвязи.
Проводится трансформация бизнес-процессов сопровождения научной деятельности, обеспечено дистанционное участие членов диссертационных советов в заседаниях.
Реализован ряд новых цифровых сервисов в управлении университетом – внедрена электронная очередь на заселение в общежития, трансформированы системы планирования и сопровождения редакционно-издательской деятельности, сопровождения пребывания иностранных обучающихся, учёта аспирантов и "почасовиков".
Начата промышленная эксплуатация системы контроля и управления доступом (СКУД) в 13 корпусах университета и КПП №5 и №7.
Приоритетными направлениями развития университета в области цифровизации образовательной и научной деятельности, кампуса и системы управления университетом на ближайшее время являются:
- дальнейшая цифровая трансформация бизнес-процессов;
- развитие сервисов единой цифровой платформы университета (в первую очередь личного кабинета абитуриента, сервис выбора индивидуальной образовательной траектории);
- развитие инфраструктуры цифровых сервисов;
- наполнение цифровой платформы университета научными и образовательными электронными ресурсами и базами данных.
Планы института экономики и управления
О состоянии и перспективах учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы института экономики и управления рассказал исполнительный директор данного подразделения Дмитрий Иванов.
Своего рода факт-чекинг институтов в университете проводится раз в пять лет. Сейчас перед институтом стоит ряд задач. Среди них формирование интегрированного направления, объединяющего разные научные школы, и единого образовательного пространства. Институт видит себя инициатором развития инновационной экосистемы университета и в этом качестве разрабатывает программу развития стартап-центра Самарского университета и технопарка "Авиатехнокон". Также на базе института формируется пул международных летних школ для иностранных студентов.