Время синтеза
- Какие цели вы ставите перед институтом, какова, на ваш взгляд, его миссия на ближайшие 5 лет? А на 25 лет, в отдаленной перспективе?
- У СГИ амбициозная цель – восстановить авторитет гуманитарных наук, стать агрегатором меж- и трансдисциплинарных исследований в сфере культуры и – соразмерно полученным результатам – развивать новые направления подготовки. Мы занимаем неплохие научные позиции в стране по ряду направлений, от теории литературы до археологии, однако сталкиваемся, как и все гуманитарии в мире, с вызовом глобализации, в мягкой форме выраженном процессами технизации и цифровизации всех сфер жизни. Де-факто этот вызов требует нового уровня синтеза культуры, наша задача – грамотно его осуществить хотя бы в масштабе университета.
- Что, на ваш взгляд, должно стать драйвером развития социо-гуманитарного института?
- Междисциплинарный синтез. Гуманитарные науки во всем мире находятся в состоянии перезагрузки, в поиске нового синтеза. Очевидно, что классическая форма существования наук о духе на базисе чистого умозрения и силы традиции себя исчерпала: надэмпирическое содержание человеческой деятельности должно выстраиваться на основе строгого научного знания, подтвержденного работающими технологиями.
Думаю, именно сейчас настало время для практической разработки этого проекта. Многое уже сделано: нейрофизиологические исследования, модели и подходы компьютерных наук, работы в области НБИКС-конвергенции, природоподобных технологий, картографирования мозга оказывают колоссальное влияние на содержание гуманитарного знания. С другой стороны, археологические или филологические задачи оказываются краеугольными камнями для приложения наиболее продвинутых методов моделирования. Мы начнем формулирование тезисов для такого синтеза с формулирования собственно гуманитарных задач, разрабатываемых нашими профессорами и научными школами, в форме, понятной специалистам естественнонаучных и инженерных специальностей, проведем ряд обсуждений и посмотрим, какого рода проекты рождаются.
- Где, на ваш взгляд, могут быть востребованы гуманитарии сегодня?
- Профессии меняются, однако у человека с фундаментальным образованием формируется устойчивый навык формирования новых навыков в рамках выбранной специализации. Гуманитарий потому и является гуманитарием, что он может работать кем угодно. Гуманитарий – это крайне широкое образование, и способность скользить по плоскостям всевозможных сфер знаний. Профессиональные гуманитарии - коммуникаторы и управленцы, а уровень, на котором каждый конкретный субъект коммуницирует и управляет, определяется его профессионализмом.
Где закидывать нейросети
- Какие новые дисциплины социо-гуманитарного направления должны появиться, чтобы отвечать требованиям времени?
- Я думаю, в ближайшие годы появится ряд новых прикладных направлений магистерской подготовки, связанный с нашими междисциплинарными исследованиями, в первую очередь с блоком информационных технологий. В целом, в соцгуме должна возникнуть своего рода ремесленная часть: мы планируем готовить специалистов по автоматизированным системам перевода, по семантическим сетям, по технологиям продвижения и сопровождения сетевых продуктов. Это абсолютно прикладные, инженерные профессии, требующие взаимодействия с компьютерными науками. В Самарском университете чрезвычайно сильна школа академика В.А. Сойфера, и мы надеемся на продуктивный взаимовыгодный диалог в первую очередь с ее представителями.
- Вы имеете в виду сотрудничество с создаваемым Институтом искусственного интеллекта?
- В том числе. Мы планируем сотрудничать с Институтом искусственного интеллекта по широкому спектру научных задач: от учета новейших данных нейрофизиологии в психологических исследованиях до совместных разработок в области когнитивной семантики. Исключительно интересные результаты и в практическом, и в теоретическом плане в ближайшие годы способно дать нейросетевое моделирование семантики речевых актов. Думаю, совместно с Институтом искусственного интеллекта у нас будут возникать агломерации и с юристами, и с инженерами, и с исследователями медико-биологических процессов, и с разработчиками алгоритмов, и с разработчиками "железа".
Тема искусственного интеллекта присутствует в самом широком спектре задач, она способна стать агрегатором не только для направлений соцгума и IT, но и всего нашего университета. При этом гуманитарная составляющая в этих исследованиях колоссальна. Простой пример: когда вы пользуетесь, скажем, Фейсбуком, вы должны понимать, что он вами управляет, вы находитесь под властью результатов исследований в области психологии, когнитивной семантики, управления поведением, полученными университетами вокруг Кремниевой долины. Соц.сеть вами управляет, но управляет не сама по себе, а потому что в нее вложены сотни тысяч человеко-часов научно-исследовательской работы, связанной с гуманитарной проблематикой, выраженной количественными методами и подтвержденной экспериментально. И мы тоже должны работать в этих отраслях, должны включаться в них настолько, насколько это позволяют нам технические средства и интеллектуальные возможности.
Рождение нового
- Какие исследования СГИ наиболее перспективны?
- Системная задача, решение которой позволит нам с оптимизмом смотреть в будущее, связана с пониманием и техническим воссозданием технологий творчества, механизмов возникновения нового. Это один из гринфилдов СГИ, который был поддержан ректором. Мы входим с этим проектом в новую программу развития университета.
- Какие междисциплинарные связи у социально-гуманитарного института с другими институтами Самарского университета в проекте? Какие дополнительные курсы, программы вы планируете открыть на стыке наук?
- Мы открыты для всех институтов Самарского университета. С информатиками мы входим во второй значимый для нас гринфилд – "социогуманитарная кибернетика", здесь речь идет о цифровизации социальных процессов, об исследованиях и организации совместных образовательных проектов. Сначала в форме факультативов для студентов и курсов дополнительного образования для преподавателей, затем – в форме совместных магистерских программ.
С ИРКТ у нас давний план создать большой онлайн-курс по научной фантастике на базе наших исследований в области философии и истории научной фантастики и реальной истории космических разработок наших коллег. С естественнонаучными направлениями идет сотрудничество в археологических проектах, неоценимую помощь в датировке и идентификации археологических артефактов из раскопов оказывают химики Самарского университета. По археологическим проектам СГИ выйдет на уровень заявки на мегагрант, связанной с созданием новой лаборатории, агрегирующей результаты всех форм знания в задачах реконструкции исторических фактов. Дополнительные курсы, факультативы и новые магистерские программы рождаются из успешных исследований.
- Какие проекты вы планируете осуществлять с другими известными вузами страны?
- Планируем многое. Среди ярких проектов, в настоящий момент, например, кафедра философии участвует в проекте конвергенции РФФИ с Институтом философии и права СО РАН по разработке формальных моделей аргументации в естественных языках. Есть проект совместных исследований у социологического факультета с НИУ ВШЭ в рамках конкурса "Зеркальные лаборатории".
Через тернии к звездам
- Острым вопросом для гуманитариев является публикации в научных журналах, как вы будете решать проблему малого числа публикаций?
- Это некорректная постановка вопроса. У СГИ мало публикаций в журналах, индексируемых в базах Scopus и WoS, однако отнюдь не мало в национальных базах данных. Общее решение я вижу в создании новых журналов и в продвижении собственных журналов в международные базы. Это не дешево и не быстро, но делать это нужно, потому что университет, у которого нет своих журналов, на роль фундаментальных площадок не претендует.
- Что для вас является самым ценным в людях?
- Профессионализм, коммуникабельность, порядочность, обучаемость, способность выдерживать нагрузку и идти к цели.
- Что может послужить для вас некой реперной точкой, чтобы спустя лет 5 вы могли бы сказать – "наша работа была успешной, потому что..."
- Для преподавателя такой точкой являются ситуации, когда его бывшие студенты обращаются к нему с вопросами по существу своей профессии через 5, 10 и 15 лет. Для кафедры и института – ситуации, когда выпускники, добившись успеха, стремятся продолжать сотрудничество с альма-матер. В разрезе пяти лет успех института – это поддержанные проекты, это реальное вовлечение молодежи в научные исследования, это устойчивая работа междисциплинарных коллабораций в науке и образовании, в конечном счете – это ситуация, когда гуманитарные сообщества могут свободно заниматься своим прямым делом – исследованием и созданием систем культуры.