федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Стартап-центр: перезагрузка

Стартап-центр: перезагрузка

Самарский университет

Интервью директора стартап-центра Елены Морозовой

институт двигателей и энергетических установок Точка кипения институт экономики и управления Стартап-центр Самарского университета Наука Образование Полет (газета) сотруднику студенту бортжурнал
03.10.2020 2020-10-12
23 сентября состоялась презентация стартап-центра Самарского университета им. Королёва. Собственно, стартап-центр действует в вузе с 2015 года, но последний год стало очевидно, что его деятельность требует перезагрузки. Одной из основных последних новостей стало решение о переводе центра в структуру института экономики и управления. И вот представлена обновлённая команда. А новый директор Елена Морозова рассказала газете о задачах проекта, которые её команда собирается решать в самое ближайшее время.

– Елена, перевод стартап-центра университета в состав института экономики и управления несёт за собой изменение целей и задач вверенного вам подразделения?

– Я бы не сказала, что речь идёт о кардинальном изменении или перевыпуске известного нам формата стартап-центра.

Вся обычная деятельность стартап-центра – мастер-классы, семинары, питч-сессии, встречи с потенциальными инвесторами – всё это будет продолжаться. Мы хотим изменить подход к работе с точки зрения продвижения предпринимательства в целом, а точнее, сделаем упор на технологическое предпринимательство.

Если вас беспокоит тот факт, что общеуниверситетская структура оказалась в составе одного института, то выдыхайте. Стартап-центр всё так же рад каждому. Но непосредственное взаимодействие с институтом экономики и управления позволит нам усилить экспертную позицию, систематизировать работу по формированию предпринимательских навыков у студентов и учёных. А это, в свою очередь, позволит развивать предпринимательскую культуру и инновационную среду всего университета.

Мы считаем, что ресурсы института экономики и управления позволят добавить к хорошей технологической начинке, которая уже есть у многих проектов, экономическую составляющую: от бизнес-планирования до компетенций в области коммерциализации проекта и поиска инвесторов. Рассчитываем в результате подготовить проекты на качественно ином уровне, они будут куда более жизнеспособными, а их реализация пойдёт на пользу университету в целом.

– Как эти планы будут реализованы?

– Сейчас наш фокус внимания сосредоточен на программе дополнительного образования "Технологическое предпринимательство". Её слушатели будут защищать выпускную квалификационную работу (ВКР) в форме стартапа, получат диплом о профессиональной переподготовке. Выпускники – ожидаем, что это будут в первую очередь студенты инженерных специальностей, – не только "прокачают" свой проект до уровня стартапа, но и получат квалификацию для ведения деятельности в области экономики и управления. Последнее очень важно, например, тем, кто собирается возглавить в будущем собственную компанию.

Программа разработана и реализуется с привлечением экспертов в области проектной деятельности, институтом экономики и управления, институтом двигателей и энергетических установок и проектной командой "Точки кипения" Самарского университета.

– Как будет проходить обучение?

– Обучение будет проходить в проектных командах. Каждую команду будет курировать модератор. К реализации программы привлекаются эксперты от технологических компаний и инновационной среды Самарского региона.

Наша задача – изменить схему формирования проектных команд. В начале обучения работа будет организована таким образом, чтобы каждый слушатель проявил себя в различных ролях, поработал в разных командах, прежде чем коллективы окончательно сформируются по 3-5 человек. Защита ВКР в форме стартапа будет проходить также в группах.

– Какие задачи ставит перед собой команда стартап-центра?

– Мы хотим, чтобы ребята понимали, что один в поле не воин, и научились передавать полномочия и работать в команде. Очень редко встречаются индивидуумы, которые могут совместить в себе все нужные для успеха компетенции: и инженерно-изобретательские, и предпринимательские. А вот хорошо сформированной проектной команде под силу как сформулировать идею, так и продумать технологию и вывести продукт и компанию в предпринимательское русло. Мы в своей деятельности исходим из того, что университету важно, чтобы проектные команды превращались в успешные бизнесы.

Наша задача – научить студентов ориентироваться в действующих финансовых инструментах и институтах, научить их разговаривать с инвесторами на одном языке, привлекать капитал в свои проекты. Нам надо вместе с ребятами пройти путь от установок: "У меня ничего не получится" до момента, когда появится чёткая уверенность: "Да, я могу, у меня есть что показать, продать, я готов оформить проект и дальше создавать, продвигать и продавать".

Как добиться того, чтобы стартап оказался жизнеспособным? Есть статистика инвесторов, которая говорит, что выживает в лучшем случае 1% технологических компаний.

Это действительно так, и чтобы увеличить количество выживших стартапов, мы предлагаем выпускникам программы "Технологическое предпринимательство" прийти к нам в акселератор, который стартует весной. Конечно, отбор будет проходить на конкурсной основе.

– А чем отличается акселератор от образовательной программы?

– Разными задачами. Фундамент – образовательная программа "Технологическое предпринимательство". В образовательном курсе задача – защитить свой прототип продукта, оформить идею и технологию в проект. Акселерация – это следующий этап выращивания жизнеспособной будущей компании – программа для ускорения старта проектной команды. В акселерацию лучше заходить, когда есть прототип продукта. В ней сложно участвовать командам совсем уж без проработанной идеи: акселератор не сможет ускорить то, чего пока ещё нет.

Поэтому в акселераторе мы ставим перед собой две задачи.

Во-первых, доработать MVP (минимально жизнеспособный продукт) до готового продукта. Мы обеспечиваем помощь в маркетинговых исследованиях, в составлении чёткого бизнес-плана. В результате мы получаем готовый продукт, который можно продвигать на рынке.

Во-вторых, в идеальном варианте, с помощью акселератора формируется полноценная компания, должным образом зарегистрированная. Мы предполагаем, что это будет малое инновационное предприятие. Оно будет реализовывать технологические новации и приносить доход не только основателям, но и университету.

– На каком этапе можно прогнозировать появление инвестиций?

– Уже в момент обучения на программе "Технологическое предпринимательство". Первая проверка на жизнеспособность идеи или уже прототипа – программа УМНИК. Участвовать будут все слушатели программы в обязательном порядке. Считаю, что как раз к старту весеннего конкурса мы успеем. Таким образом ребята получат внешнюю экспертизу проектов. В программе заложен специальный модуль, который поможет обучающимся грамотно заполнить заявку и пройти все конкурсные процедуры. Модуль называется "Коммерциализация идей и технологий и привлечение инвестиций". Участие в конкурсе УМНИК станет практической проработкой теории модуля. Те, кто выиграет конкурс, получат средства (500 тысяч на два года) на изготовление прототипа. Того самого, с которым стартапер придёт в наш акселератор.

После акселератора, сформированное и зарегистрированное предприятие может претендовать на инвестиции программы "СТАРТ". А это – до 10 млн рублей! Далее речь будет идти уже о более серьёзных вливаниях. Мы привлечём к работе в первую очередь местное экспертное сообщество, а также научим ориентироваться в развитой инновационной инфраструктуре Самарской области.

– Хорошо, малое инновационное предприятие создано. Но вы говорите, что оно принесёт доход и вузу?

– Да, есть хорошо зарекомендовавшая себя схема. Автор технологии или уже готового проекта оформляет патент или любую другую юридическую форму (зависит от вида интеллектуальной собственности: промышленный объект, модель, образ). Затем патент ставится на баланс университета. При организации малого инновационного предприятия вкладом университета в его уставный капитал становится как раз запатентованная на деньги вуза технология. То есть университет становится одним из учредителей МИП. В уставе прописывается дивидендная политика компании, а также определяется, какой процент перечисляется университету по результатам деятельности организации. Когда создаётся большое количество реально действующих организаций, появляется предпринимательское поле, которое генерирует денежный поток доходов не только учёных – основателей МИПов, но и университета.

Таким образом, задача стартап-центра ещё и в том, чтобы студент понял, какие возможности у него есть и к чему он должен стремиться. Ведь одна из функций предпринимательского университета заключается в том, чтобы выпускники не только занимали место в государственных и частных компаниях, но и создавали свой бизнес, а потом этот бизнес успешно развивали и продавали, потому что появилась новая идея и хочется идти дальше. Предприниматель – человек, который хочет что-то открыть и у него нет страха действовать.

Елена Памурзина

Справочно:

Елена Морозова,
директор стартап-центра Самарского университета им. Королёва

К. э. н., доцент, специалист "Экономика", магистр "Менеджмент", кандидат "Бухгалтерский учёт, статистика". Имеет опыт создания компаний в Самарской области и Москве. Работала в аудиторской компании специалистом по оценке рисков на протяжении 5 лет. Возглавляла управление по поддержке молодёжных инициатив СГЭУ с 2012 по 2020 год, частью которого был центр по развитию предпринимательства. Программный директор "Точки кипения" СГЭУ с октября 2019 года по июль 2020 года.

Этапы стартапера Самарского университета
  1. Хакатон — возможность сгенерировать жизнеспособную прорывную идею.
  2. Образовательная программа "Технологическое предпринимательство" — прокачать свою идею до уровня прототипа и свои знания в области экономики. Попытка выиграть конкурс программы УМНИК.
  3. Акселератор — создание готового к внедрению продукта и формирование организационной структуры будущей компании. Выход на программу "СТАРТ".
Образовательная программа "Технологическое предпринимательство" реализуется по методологии проектной деятельности, рассчитана на 6 месяцев, общий объём - около 500 часов, и включает семь модулей:
  • Основы технологического предпринимательства;
  • Эффективные коммуникации;
  • Глобальные рынки высоких технологий;
  • Управление технологическим бизнесом;
  • Продвижение технологического проекта;
  • Разработка продукта;
  • Итоговая аттестация - ВКР в форме стартапа.