федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Владимир Богатырев: "Мы формируем команду развития"

Владимир Богатырев: "Мы формируем команду развития"

Самарский университет

Интервью ректора в газете "Полет"

сотруднику студенту развитие Богатырев Владимир Интервью Полет (газета)
30.09.2020 2020-09-30
Даже с учётом всеобщей коронавирусной повестки ключевым событием последних месяцев в жизни Самарского университета им. Королёва стала серия конкурсов программ развития институтов и факультетов. Их победители сформировали ядро обновлённого кадрового резерва университета. Некоторые уже получили ответственные назначения: у пяти институтов и шести факультетов появились новые руководители – исполнительные директора.

О том, какие цели преследует конкурс, какие направления он охватит в будущем и чем должность исполнительного директора отличается от обычного директора или декана – об этом и многом другом "Полёт" подробно поговорил с ректором университета Владимиром Богатырёвым.

Владимир Дмитриевич, в этом году университет использовал новый подход к формированию кадрового резерва университета – защита программ развития. Для чего был организован этот конкурс?

– Наверное, будет ошибкой рассматривать процессы, которые сегодня происходят в Самарском университете им. Королёва, в отрыве от общего контекста проводимых и в стране, и в высшей школе преобразований. В самом широком смысле – речь идёт о задачах национального развития и технологического прорыва, зафиксированных нацпроектами.

В масштабах высшей школы определяющим событием является завершение в этом году программы повышения международной конкурентоспособности российских университетов – "Проект 5-100". В последние годы именно эта программа определяла направление развития ведущих российских вузов, в том числе и Самарского университета как непосредственного участника программы.

На смену "5-100" идёт новая инициатива – Программа стратегического академического лидерства. Вокруг неё сейчас формируется новый нацпроект – "Наука и университеты". В ней будут сформулированы новые требования к университетам, к оценке их вклада в создание условий для экономического роста и формирования нового качества жизни людей. Поэтому сейчас перед Самарским университетом стоит очень ответственная и сложная задача – разработать новую стратегию развития на ближайшие 10 лет.

И здесь встаёт важнейший вопрос: кто будет разрабатывать программу, что будет в этой программе, как будут меняться наука и образование в университете. Поэтому ещё с прошлого года мы начали подготовку и попытались найти кадровый резерв для решения этой задачи, выписать и систематизировать его. Для нас было важно привлечь к разработке программы развития именно тех людей, которые готовы не просто участвовать в её создании или внедрении, а брать на себя ответственность за достижение выбранных целей, действительно менять и трансформировать университет.

Да, но ведь кадровый резерв уже существовал в университете. Почему была выбрана такая форма отбора будущих руководителей?

– Практика показывает, что если резерв формируется только по желанию участников, то они не до конца осознают степень ответственности, которая ляжет на их плечи. Поэтому было принято решение о формировании резерва управленческих кадров на конкурсной основе.

Изначально у нас было понимание, что должен быть открытый конкурс. Его участниками могли быть как действующие руководители и сотрудники подразделений, так и сторонние специалисты, которым близка предложенная тематика. Единственное ограничение – соответствие минимальным квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям в системе высшего образования. В первую очередь – это наличие степени кандидата наук и звания доцента.

От участников требовалось представить и защитить перед экспертной комиссией своё видение программы развития. При этом мы понимали, что требовать от конкурсантов проект для всего университета – некорректно. Поэтому мы решили провести серию конкурсов, где участники могли бы представить программу развития, предложить собственные подходы, мероприятия или активности для трансформации процессов образования, науки, управления в масштабах конкретного института.

Почему было решено начать подбор участников кадрового резерва именно с институтов и факультетов?

– В 2020 году у целого ряда деканов и директоров заканчивались контракты. В ситуации, когда университет только формирует программу развития, было бы не совсем корректно ставить будущим руководителям задачи исходя из одних приоритетов, а через год требовать от них достижения, возможно, принципиально иных целей.

Поэтому было принято решение в текущем 2020 году назначать директоров не на пятилетний срок сразу, а дать потенциальным кандидатам некий испытательный период. Это позволит объективно оценить эффективность предложенной ими стратегии развития подразделений, увидеть, как они вольются в тот или иной коллектив и будет ли коллектив поддерживать их инициативы.

Кроме того, впервые руководители берут на себя обязательства достижения научно-образовательными подразделениями ряда показателей.

Что это за показатели?

– Это так называемые показатели эффективности – KPI. Их пока всего четыре. Среди них средний балл ЕГЭ, объёмы НИОКР и объёмы реализации программ дополнительного образования. По всем этим показателям Министерство науки и высшего образования РФ оценивает эффективность работы университета в целом. Ровно те же показатели зафиксировали в контрактах исполнительных директоров.

Это было сделано впервые. Ранее никаких показателей в контракте мы никогда не прописывали и не требовали достижения того же среднего балла ЕГЭ. Неважно как университет с этим справлялся – от этого стимулирование или премирование руководства институтов и факультетов не зависело.

На сегодняшний день исполнительным директорам выплачиваются только оклады. А стимулирующие выплаты полагаются за выполнение этих четырёх показателей. Если они выполняют их, то раз в квартал им назначаются премии. Это сделано для того, чтобы вновь назначенные директора институтов почувствовали ответственность и за институт, и за университет.

Что ждёт исполнительных директоров после завершения их полномочий?

– После того как будет готова стратегия развития университета, мы намерены вернуться к традиционным конкурсам директоров и деканов. Это будет голосование на учёных советах институтов, факультетов и традиционный контракт на 5 лет. Нынешние исполнительные директора также смогут участвовать в этих конкурсах.

Из тех же, кто вошёл в новый кадровый резерв, мы планируем назначать руководителей подразделений, в том числе административных – начальников отделов и управлений. В университете постоянно происходит некая трансформация: постоянно какие-то отделы укрупняются, кто-то с кем-то сливается или наоборот – создаются структуры под новые задачи. И всегда возникает потребность в такого рода руководителях.

По каким направлениям планируется новый конкурс программ развития?

– Пока мы ограничимся институтами и факультетами. Что касается уровня руководителей лабораторий, научно-образовательных центров и кафедр – то их очень много, и пока мы не планируем проводить конкурсы программ развития этих подразделений.

Конкурсный принцип формирования кадрового резерва сохранится?

– Безусловно. Но, скорее всего, это будет другой формат конкурса, без привязки к программе развития того или иного подразделения.

На какой стадии находится разработка программы развития университета? Кто сейчас принимает участие в этой работе? Предполагается его внутриуниверситетское обсуждение?

- Этот процесс начался ещё в прошлом году. Уже разработан ряд блоков на уровне управлений и отделов. В том числе кадровый потенциал, инфраструктура и цифровая трансформация университета. Начиная с этой недели, каждую среду, мы будем обсуждать по 2-3 блока с исполнительными директорами институтов и факультетов. Ключевые тезисы каждого из блоков программы развития будут размещаться в нашем телеграм-канале и в официальном аккаунте университета во ВКонтакте.

Мы заинтересованы в широком обсуждении программы – каждый работник университета сможет поучаствовать, дать свои замечания и предложения на электронную почту strategy2030@ssau.ru. Мы хотим собрать как можно больше идей, которыми горят наши работники кафедр и лабораторий.

27 ноября программа будет рассмотрена на расширенном заседании учёного совета, а в декабре на наблюдательном совете университета.

Итоговый документ ляжет в основу нашей заявки на участие в Программе стратегического академического лидерства.

Известны ли ключевые параметры новой программы? В какой группе мы собираемся заявиться?

– Концепция новой программы известна. На конкурсе будут разыгрываться статусы "национальных исследовательских университетов" и "национальных опорных университетов". Разница в этих статусах есть. Национальные исследовательские университеты больше ориентированы на фундаментальные исследования, опорные – на практическую науку и развитие территорий.

И, безусловно, наш университет будет очень активно участвовать и отстаивать статус "национального исследовательского". Именно в этой группе мы готовимся заявляться. Тем более что фундаментальная наука сильна в нашем университете наряду с прикладной.

Редакция газеты "Полёт",
фото Екатерины Винокуровой


Обсуждение программы развития университета

Две площадки в соцсетях: Свои предложения присылайте на почту strategy2030@ssau.ru