Редакция проекта Forbes Education подготовила интервью c ректором Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королёва Владимиром Богатыревым.
1. Сейчас все обсуждают вынужденный переход на онлайн. Особенно сложно многим было с практическими занятиями. Как Самарскому университету удалось справиться с этой задачей?
1. Сейчас все обсуждают вынужденный переход на онлайн. Особенно сложно многим было с практическими занятиями. Как Самарскому университету удалось справиться с этой задачей?
Нужно признать, что пандемия не оставила нам другого выбора кроме как экстренно, с головой окунутся в дистанционный формат. И это стало стрессом для всей системы образования. Самарский университет тут не исключение.
На первом этапе были сложности. Каналы связи, серверные мощности, службы технической и методической поддержки пользователей, - все это ранее никогда не было задействовано в подобном режиме. В первую неделю работы нам удалось обеспечить достаточный резерв для стабильной работы цифровой инфраструктуры в стопроцентном удаленном режиме.
Вторая сложность, совершенно верно, связана с характером организации обучения, особенно, где есть обширный блок практико-ориентированных инженерных программ. Часть из них связаны с экспериментальными задачами и работой на уникальном исследовательском оборудовании. Для понимания - в Самарском университете в научно-исследовательскую работу вовлечены почти 4 тысячи студентов. Для их перевода на “удаленку” нам пришлось на ходу “перекроить” более 400 учебных планов. Сейчас подавляющая часть практических занятий перенесены на период смягчения режима самоизоляции. Возможно, он наступит только в следующем семестре. Но мы к этому готовы.
В отдельных случаях перенос практических занятий оказался невозможен. Например, когда от этого зависит подготовка выпускной квалификационной работы студента. Тогда организуется либо удаленный доступ (например, для расчетов цифровых моделей в суперкомпьютерном центре), либо работы на исследовательском оборудовании выполняют сотрудники лабораторий университета по составленному студентом заданию.
Главное - сегодня все наши преподаватели не просто попробовали, а реально начали работать в дистанционном режиме, без какой-либо альтернативы. И, к удивлению многих моих коллег, эта ситуация показала, что очень многие процессы уже сегодня можно перевести в цифру. И это не только процесс преподавания, но и система управления образованием и, отчасти, управления университетом. Электронные зачетки, взаимодействие через личные кабинеты, удаленный контроль стадий выполнения, дальнейшее согласование курсовых и выпускных квалификационных работ - все это отдельные элементы цифровизации управленческого процесса, которые внезапно стали понятными, и даже обыденными инструментами повседневного обучения.
2. Как участие в Проекте 5-100 повлияло на университет?
Участие в Проекте 5-100 позволило Самарскому университету переосмыслить стратегию своего развития и переориентировать работу на то, чтобы продвигать свои образовательные программы и результаты исследований на международной арене и выстраивать эффективные коллаборации с зарубежными университетами.
Еще десять лет назад мы даже не задумывались о вхождении в международные рейтинги, не думали, что у нас будут работать иностранные преподаватели, не думали, что откроем двуязычные программы. Но ставились амбициозные цели, выбирались новые задачи. Как результат - изменилось отношение сотрудников, их стиль преподавания, появились международные проекты и новые направления междисциплинарных исследований.
Сначала, в 2013 году, мы прошли конкурсный отбор в Проект 5-100. Еще через три года мы впервые вошли и закрепились в глобальном рейтинге Times Higher Education, а еще через год и в QS. Мы открыли англоязычные программы, сейчас у нас около 1000 иностранных студентов (бакалавры, слушатели, аспиранты) из более чем 70 стран мира. Занятия ведут иностранные преподаватели, на русском и иностранных языках. Так что перемены - разительные. И все это результат коренной трансформации мышления, менталитета сотрудников, их отношения к университету, методам преподавания, роли в исследовательском и образовательном процессах.
Врез: 5-100 - государственный проект повышения конкурентоспособности группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ (прим.ред.).
3. Сложилось ли у вас понимание, как увеличить присутствие российских вузов в мировых рейтингах?
В 2012 году в глобальном рейтинге QS присутствовали всего 13 российских университетов, а в топ-500 входило меньше половины - 6. И ни одного университета не было в сотне лучших.
Все это время Россия последовательно наращивала и за 8 лет практически удвоила свое присутствие в международных рейтингах. В уже упомянутый глобальный рейтинг QS сейчас входят 25 российских университетов. Из них в топ-500 - сразу 16, а МГУ последние 4 года уверенно входит в топ-100.
Бесспорно, продвижение России в международных рейтингах - результат системных мер и целенаправленной поддержки со стороны государства, таких как Проект 5-100. Благодаря этой инициативе российские университеты, причем не только непосредственные участники программы, начали соотносить себя с лучшими мировыми практиками и стандартами.
К слову сказать, наша страна не уникальна в своем стремлении поддерживать национальные университеты на глобальном уровне. Сегодня ведущие и технологически развитые государства реализуют все новые инициативы академического превосходства. И объем такой поддержки ежегодно увеличивается. Поэтому даже для того, чтобы удерживать позиции в рейтингах, университетам нужно постоянно прилагать новые и новые усилия.
В этом году ожидается перезапуск Проекта 5-100 в новом формате. Предполагается, что в обновленной программе основное внимание будет уделено формированию и реализации стратегий развития университетов, а рейтинги станут результатом и объективными показателями эффективности этой работы.
4. В чем, по Вашему мнению, российское высшее образование превосходит зарубежное?
Если говорить о содержательной стороне, то ключевое преимущество в системности нашего образования, подкрепленное мощной фундаментальной подготовкой.
В качестве примера приведу историю нашего выпускника из Ливана. После окончания университета, его приняли на работу во всемирно известную британскую фирму Rolls-Royce, где он оптимизирует авиационные двигатели для самолетов Boeing и Airbus. Он прислал благодарность своему научному руководителю за навыки инженерного мышления. Знания, полученные в Самарском университете, дали ему понимание принципа работы авиационного двигателя целиком, а те, с кем он конкурировал за вакансию, такой подготовки не имели. Они не представляли себе, как изменения в одной системе (например, системе впрыска топлива) отзовутся на работе всего двигателя. Эту особенность отмечают многие наши выпускники.
Если оценивать исключительно материальные параметры, то, безусловно, российское образование - лучшее предложение на рынке по соотношению “цена/качество” в очень широком спектре направлений.
5. Как вы видите миссию современного высшего образования?
Миссия университета не просто передавать знания, а способствовать духовно-интеллектуальному развитию личности каждого студента. Образование должно не просто заложить в человека конкретные знания - как программу в робота, а развивать его талант, его индивидуальность. Именно это и позволяет, собственно, раскрыть личность и сделать ее динамичной, гибкой, активной, чтобы человек мог быстро ориентироваться в меняющемся мире, чтобы у него была некая карта или схема знаний, а не конкретные прикладные знания из узкой области. И в этом разница между подготовкой и образованием. И задача университета именно давать образование, именно тогда люди смогут работать в совершенно разных областях.
Для справки
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва - один из ведущих российских университетов. Это передовой научно-образовательный центр в сфере аэрокосмических исследований и технологий.
Университет также реализует образовательные и исследовательские программы в различных областях естественных и социально-гуманитарных наук, экономики и правоведения.
Стоимость очного обучения для студентов из России:
- Бакалавриат – 116500 - 188200 рублей
- Магистратура – 124800 - 198600 рублей