- Любовь Алексеевна, как вы оцениваете сам конкурс?
- Это современный способ провести оптимизацию управленческих кадров. Конкурс был открытым, в нём участвовали и представители других вузов. Считаю процедуру инновационной, прорывной, полезной для нашего университета. А главное, своевременной: сейчас у многих директоров и руководителей подразделений истекает срок полномочий. Конкурс же позволяет рассмотреть различные сценарии развития стратегических бизнес-единиц, разработанные на основе анализа глобальной, национальной и региональной повестки, SWOT-анализа маркетинговой среды, оценки результативности подразделений в разрезе показателей дорожной карты университета. А главное - это возможность выявить лидеров, способных мыслить системно и готовых взять на себя ответственность за развитие институтов.
- Несколько слов о том, как проходила защита. Насколько подобный формат адекватен?
- Мне он кажется комфортным. Мы защищались в режиме самоизоляции, то есть выходили на связь из дома. А дома, как говорится, и стены помогают. С другой стороны процесс защиты открытый - к конференции подключались все желающие. Я накануне рассылала ссылку многим коллегам, хотела, чтобы больше людей услышали пункты программы и высказали мнение. Это, кстати, оказалось полезным, удалось получить конструктивную обратную связь и предложения. Было интересно послушать стратегии развития инженерных институтов, у нас много точек соприкосновения с ними в части инновационной деятельности. Поэтому формат считаю удобным, его было бы полезно сохранить и после вынужденной самоизоляции.
- Как ситуация с переходом образовательного процесса в дистант повлияет на развитие института, сервисов? Что хотелось бы сохранить в дальнейшем, от чего придётся отказаться, что - переформатировать?
- Последствия однозначно будут. С одной стороны, мы не знаем, когда режим самоизоляции закончится. Будет ли вторая волна пандемии? С другой - дистант неизбежно приведёт к некоторым оптимизационным процессам в организации образовательных пространств, в реализации образовательных программ, в организации труда сотрудников, в построении коммуникаций ученых, преподавателей, сотрудников сервисных служб между собой и с внешним миром: партнерами, абитуриентами и их родителями, выпускниками и работодателями. Сложно представить, что многое уйдёт в цифру. Но чем дольше мы находимся в режиме самоизоляции, тем ближе нам становится дистант, мы под него подстраиваемся и открываем для себя его положительные стороны. И какие бы мы трудности сейчас не преодолевали и не придумывали, со временем наше отношение к происходящему изменится. Это своего рода эволюция.
Что касается образовательных программ, то текущий кризис подтолкнёт нас к их более динамичной трансформации. Сейчас важно правильно и быстро настроиться на дистанционный формат, чтобы охватывать больше зарубежных рынков. Важно правильно спозиционировать программы в онлайне, определиться, какие программы будем вести очно, а какие - дистанционно, какие образовательные технологии и дистанционные сервисы будем использовать. Нельзя однозначно исключать дистанционное образование, нужно его грамотно использовать, вписать в образовательный процесс. Сейчас для таких изменений самое время. Первые онлайн программы для зарубежной целевой аудитории мы запускаем уже этим летом - это летние международные школы, организованные центром краткосрочных международных образовательных программ института экономики и управления.
- Но в экономических образовательных программах много работы в группах, требуется создание команд, обсуждение кейсов...
- Как оказалось, нет никакой сложности работать с группами дистанционно. С помощью Zoom или BigBlueButton (BBB), в сочетании с доской Miro визуализируется совместная работа удаленных команд. Проектные группы или группы обучающихся участвуют в форсайтах, дизайн-сессиях, обсуждают кейсы и тренды. Я сейчас таким образом прохожу обучение на очередном модуле по программе МШУ Сколково. Задача одна - нужно освоить дистанционные технологии, научить в них работать студентов и преподавателей. Даже консультация по курсовой работе или ВКР может быть удобной в таком формате: руководитель и студент видят друг друга по Skype, Zoom или BBB, работа загружается в систему, преподаватель комментирует работу по содержанию и по оформлению в онлайн-режиме, не надо тратить времени на описание замечаний.
- Есть ли вопросы к технической составляющей, которая обеспечивает сейчас образовательный процесс? Может быть какой-то сервис нужно создать или доработать?
- У университета уже есть достаточное количество информационных сервисов, чтобы смело заявлять о том, что Самарский университет может реализовывать программы в дистанционном формате. Благодаря нашей электронно-информационной образовательной среде в большинстве случаев достаточно смартфона, чтобы прочитать лекцию, провести семинар или консультацию. В рамках университета всё отлажено.
- Как эти два месяца повлияли на компетенции преподавателей по работе в онлайн-формате?
- Мы сейчас говорим о вынужденном дистанционном образовании, когда преподаватели на ходу формировали компетенции и каждый для себя и своей дисциплины выявил наиболее эффективные способы передачи знаний, формирования умений и навыков. Думаю, что с момента старта нашего вынужденного дистанта количество преподавателей, которые освоили самые современные средства онлайн-обучения, значительно увеличилось.
- Может быть дирекции нужно взять на себя часть коммуникационной стороны образовательного процесса?
- Наши задачи не ограничиваются передачей знаний. Мы ведем образовательный процесс через исследования, способствуем внедрению инноваций. Пересылкой текстов лекций и заданий такие задачи не решить, поэтому роль дирекции - обеспечивать процессы, а не заменять преподавателя для студента в коммуникациях. С точки зрения развития Университета 3.0 - университета предпринимательского типа, преподаватель должен обладать соответствующими компетенциями, навыками формирования и обучения проектных команд, в том числе и дистанционно. Вариант, когда нет компьютера, камеры, микрофона уже не является уважительной причиной ни для студента, ни для преподавателя. Это инструменты, которые в сочетании с онлайн сервисами и современными образовательными технологиями позволяют преподавателю сформировать личный бренд, студенту ориентироваться в современном образовательном пространстве, а университету обеспечивать экспорт образования: создавать новые образовательные продукты и конкурировать с ними на новых рынках.