В 2019 году Самарский университет совместно с Католическим университетом Петера Пазманя (Венгрия) начал реализацию международного междисциплинарного проекта "Ранние мадьяры на Волге". Авторы проекта считают, что полевые испытания и анализ находок докажет, что венгерская нация формировалась именно на территории Поволжья. Проект предполагает не только систематизацию найденных на территории области мадьярских древностей, но и комплексное — мультидисциплинарное — изучение находок с применением методов физического, химического, почвоведческого анализа, а также компьютерного 3D-моделирования и ДНК-экспертиз. Первые совместные полевые исследования состоялись летом 2019 года. Осенью 2020 года в рамках визита Президента Владимира Путина в Будапешт состоялась передача копии древнего мадьярского перстня властям Венгрии. Сам перстень был найден археологами университета, а его копия "отпечатана" учеными вуза.
Территория Самарского Заволжья в прошлом именовалась Леведией и была местом обитания древних венгров. Такую гипотезу выдвинул несколько лет назад Николай Лифанов, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории археологии Самарского университета. Мы поговорили с археологом об истории мадьяр, их пути с востока на запад и научных спорах по этому поводу.
- Николай Александрович, когда вы начали заниматься темой ранних мадьяр в Поволжье?
- Года три назад. Мысли об этом были и раньше, поскольку в сферу моих научных интересов входит эпоха Хазарского каганата. Мадьяры в каганате жили и связывали с ним свою историческую судьбу. Более того, одно из племен в составе раннемадьярской общности было хазарского происхождения, то есть эти темы взаимосвязаны. Другое дело, что на территории Самарского Поволжья до недавнего времени материала, связанного с ранними мадьярами, известно было очень немного. В последние годы его количество стало увеличиваться, и, естественно, это стало объектом особого научного интереса.
- Как получилось, что прародина венгров до сих пор неизвестна?
- Ранняя история любого народа это, как правило, большая загадка. Нет такого, чтобы четко было кем-то сказано: здесь и сегодня появились такие-то люди, они являются таким-то народом. Выяснение происхождения любого этноса — всегда историческая реконструкция. Когда-то такие реконструкции на основании письменных источников, фиксировавших древние легенды и сказания, проводили ещё ученые эпохи Средневековья, затем этим занялись профессиональные ученые Нового и Новейшего времени. Если говорить конкретно о мадьярах, то у нас до появления археологических материалов в XX столетии сведений об их ранней истории было крайне мало.
- Что это были за сведения?
- Начнем с того, что в середине X столетия в Византии правил интересный император. Правил он неважно, точнее, правили за него другие, а он занимался наукой. Звали его Константин VII Багрянородный из Македонской династии. На основе сказаний, поведанных ему послом — представителем правящей мадьярской династии Тармацу, Константин VII записал важные сведения о ранней истории мадьяр в середине X века. Кроме него, у нас есть ещё два венгерских источника, основанных также на ранних сказаниях мадьяр, правда, довольно поздних, XIII столетия. В них, как и у Константина Багрянородного, указано только одно — пришли мадьяры откуда-то с востока. В общем, сведения неконкретные.
Другое дело, что Константин Багрянородный упоминает: некогда, когда мадьярами правил воевода Леведия, они жили в местности, названной его именем. Константин VII дает нам в отношении неё парочку мелких ориентиров. Во-первых, мадьяры жили в Леведии рядом с хазарами, активно с ними контактировали и участвовали в хазарских войнах как союзники каганата. Во-вторых, в Леведии протекает какая-то речка, называемая то ли Хингилус, то ли Хидмас. Вот и все сведения о Леведии, где мадьяры жили до их переселения в Венгрию.
Потом мадьяры переселились еще дальше на запад, в местность, называемую, как Константин Багрянородный передает, Ателькузу. С ней больше ясности. Судя по перечисленным названиям протекающих в ней рек, Ателькузу отождествляется со степным регионом к западу от Днепра (территория нынешней Украины, отчасти Молдавии и непризнанной Приднестровской Республики). Это все ученые давно признают. А вот где находится Леведия, из письменных данных непонятно.
Я предполагаю, что Леведия находилась в низовьях реки Самары. Здесь сходятся оба ориентира, которые описал Константин VII. Рядом расположены хазарские памятники. Может быть, здесь жили не собственно этнические хазары: Хазарский каганат был большой империей, где жили много народов. Но население Хазарского каганата здесь, в Самарском и Ульяновском Поволжье присутствовало, то есть один археологически надежный ориентир у нас имеется.
Второй ориентир менее надежен — это речка Хингилус. Гидронимы с такими названиями довольно широко распространены. Есть озеро Сингуль в Зауралье, есть реки Ингул и Ингулец в Украине. Правда, это современные названия, мы не знаем, когда они появились. Но есть единственный случай, когда точно известно, что река с таким названием существовала примерно во времена, когда мадьяры жили в Восточной Европе до переселения в Венгрию.
В начале 20-х годов X столетия через степи Казахстана на Волгу двигалось посольство из Багдада. Арабский халиф ал-Муктадир послал его для мусульманского просвещения некоего далекого северного народа. Сейчас мы считаем, что это были волжские болгары, но они почему-то называли себя не "болгарами", а "ас-сакалиба". С арабского это, по сути, "славяне". Славяне ли это? Почему так назывались? Непонятно совершенно. Жили они на территории нынешнего Татарстана, это мы знаем точно.
Секретарь посольства Арабского халифата, очень умный и грамотный человек, Ахмад бин-Фадлан оставил отчет, дошедший до нас не полностью, но из которого многое известно. Он описывал путь на далекий север и перечислял реки, через которые караван посольства переходил. Названия их опознаваемы на карте и сегодня: Ирхиз (Иргиз), Бачаг (Моча, совр. Чапаевка), Самур (Самара), Кинал (Кинель), Сух (Сок), Джарамсан (Черемшан), Уран (Урень), а между реками Сух и Джарамсан Ахмад бин-Фадлан упоминает реку Кюнджюлю или Кюнджюливу (в различных переводах с арабского).
Так вот, я предположил, что река Кюнджюлю и есть Хингилус Константина Багрянородного. Тем более, что зафиксированы оба этих названия в X веке: Ахмадом бин-Фадланом в 921 году, а Константином VII — лет через двадцать после этого. Не слишком доверяя своим познаниям в филологии, я поделился соображениями с профессиональным исследователем-арабистом Вячеславом Кулешовым, автором нового перевода записок Ахмада бин-Фадлана. Вячеслав ответил, что мысль очень интересная и что Хингилус и Кюнджулю фонетически практически одно и то же. После этого я решился эту идею обнародовать и сделал доклад на конференции.
- Гипотеза о том, что мадьяры жили в Поволжье появилась еще до Ваших исследований. — Какое открытие положило начало этой гипотезе?
- Это археология. Видите ли в чем дело: до XX века знания историков базировались в основном на данных письменных памятников: летописях, записках, мемуарах и так далее. Сложилось определенное общее представление о ходе исторического процесса от глубокой древности до современности. Однако и тогда, в XIX веке, и сейчас появляются всякого рода псевдоисторические гипотезы, типа современных Фоменко и Носовского. Так вот, массовые археологические исследования позволили современным ученым абсолютно точно утверждать, что та история, которая восстанавливается по письменным памятникам, археологией подтверждается. Повторю — массовые: экспедиций проводится очень много, памятников копается очень много. Человек несведущий даже не может себе представить, насколько велики объемы археологических работ по всему миру.
Археологические данные позволили скорректировать и уточнить данные письменных источников. Это в полной мере относится и к мадьярам. Как я уже говорил, мы очень мало знаем об их истории по письменным источникам. Так вот, археологическая наука подтвердила, что к востоку от Венгрии действительно есть археологические памятники, в основном погребальные, культура которых очень близка культуре ранних мадьяр на территории Венгрии. Это совершенно точно.
- Какие именно отличительные черты присутствуют в мадьярских погребальных памятниках?
- Во-первых, это своеобразная форма вооружения: плоские ромбические наконечники стрел, луки и сабли, которые так и называется "венгерскими". Во-вторых, это своеобразный стиль украшений: поясных, подвесных на одежду, серьги, перстни. Стиль мадьярских украшений опознаваем, ни с чем его не спутать. Этот своеобразный стиль можно наблюдать на самых разных территориях: в зауральских степях Челябинской области, в поволжской лесостепи (Татарстан и Самарская область), на территории Украины и в самой Венгрии. Все это четко подтверждает данные письменных источников. Конечно, есть нюансы, которые позволят уточнить нам какие-то моменты, но в целом все соответствует письменным памятникам.
- Вы привели много доказательств. Тогда почему, по Вашим словам, придется еще долго доказывать Вашу гипотезу?
- Не всякий исторический факт очевиден сразу. Он очевиден, может быть, для одного-двух человек, но другие исследователи имеют свои соображения, которые надо сопоставлять с новыми данными.
При упоминании об археологических памятниках ранних мадьяр в Поволжье, в первую очередь имеются в виду объекты на территории Татарстана. Там находятся хорошо раскопанные могильники с многочисленными погребениями: Большетиганский, Танкеевский, Игимский, Чишминский, которые с мадьярами вполне соотносятся. Они исследовались еще в 70-е годы татарстанскими археологами Альфредом Хасановичем Халиковым, Еленой Александровной Халиковой, Евгением Петровичем Казаковым.
С Самарским Поволжьем сложнее. Здесь есть всего несколько отдельных захоронений, разбросанных по берегам реки Самары. Естественно, на роль Леведии, в которой проживали мадьяры в Поволжье, вроде бы лучше подходит территория Татарстана. Но нет там памятников Хазарского каганата и нет никакой речки, которая сопоставлялась бы с Хингилус. В Самарском Поволжье есть и то, и другое. Погребений мало, согласен, но у нас здесь полное совпадение с данными Константина VII.
К тому же памятники Татарстана: Тиганы, Чишма, Танкеевка и Игим — довольно поздние. Это уже вторая половина IX века, и даже X век, когда мадьяры были уже, судя по историческим данным, далеко на западе. Наши памятники более ранние, они ближе к середине IX века, когда мадьяры, скорее всего, и жили в Леведии. Это может быть объяснено, но, повторю, надо доказывать.
- Как Вы доказываете это?
Это процесс очень нудного, долгого и непонятного со стороны анализа археологических материалов: мелких деталей погребальной обрядности и, главным образом, погребального инвентаря, который меняется в зависимости от хронологии. Эти изменения в погребальном инвентаре, в его составе и характеристиках как раз нужно улавливать.
Доказывание — всегда предмет серьезных споров между коллегами-археологами. Не всех гипотеза о "Самарской Леведии" убедила, но будем дальше обсуждать. Это нормально.
В прошлом году в рамках Международного проекта "Ранние мадьяры на Волге" на раскопки приезжали венгерские археологи. Когда началось международное сотрудничество?
Сотрудничество началось около двух лет назад, когда мы решили поделиться с коллегами нашими наработками в области изучениях мадьярских древностей в Самарском Поволжье. Тогда и родилась идея, что группа венгерских коллег приедет к нам в экспедицию.
Они приезжали не только к нам, это целая программа работ венгерских археологов во главе с доктором наук Аттилой Тюрком. Он ежегодно ездит в Россию, работает в самых разных экспедициях: в Тюмени, Уфе, Челябинске, Казани, теперь еще и в Самаре. Это часть большого круга исследований многих ученых, не только наших. Мы проводим только небольшой кусочек таких работ. В городах, которые я сейчас назвал, работают специалисты, в том числе и с раннемадьярскими материалами. Венгерские коллеги это, конечно, очень приветствуют.
- Какая цель у проекта "Ранние мадьяры на Волге"?
- Исходя из идеи о возможности проживания мадьяр в Самарском Поволжье, мы решили двигаться дальше и работать в направлении поиска, а главное — интерпретации средневековых древностей в отношении мадьяр. Повторяю, у нас мало достоверных мадьярских погребений, но есть шанс, что мы сможем уловить в более многочисленных погребениях Хазарского каганата следы контактов с мадьярами. В этом направлении мы действуем.
Константин VII писал, что мадьяры жили с хазарами, участвовали в их войнах. Это откладывалось в культуре и тех, и других: в культуре мадьяр появились хазарские элементы, а в культуре населения Хазарского каганата — отдельные черты, свойственные мадьярам. Наша задача — уловить эти черты.
- Если будет доказано, что родина венгров — это Поволжье, это будет что-то значить для исторического сообщества?
С одной стороны, я не вижу никаких потрясений по этому поводу, потому что, повторяюсь, археология уже доказала путь мадьяр на запад. И если мы уточним участок этого пути: что да, Леведия находилась в Самарском Поволжье, это будет лишь небольшим шажком в развитии исторической и археологической науки. С другой стороны, из таких шагов наука и складывается.
Елизавета Шарова, GrothMedia для газеты "Полет"