федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Какие уроки преподнесла пандемия, и чему нужно учиться школьникам уже сейчас

Какие уроки преподнесла пандемия, и чему нужно учиться школьникам уже сейчас

Самарский университет

Президент Самарского университета рассказал в режиме онлайн

Лекции Сойфер Виктор студенту сотруднику абитуриентам противодействие COVID-19 дистанционное обучение
25.03.2020 2020-03-27
Впервые научно-популяризаторская лекция в Самарском университете прошла без единого слушателя и полностью в онлайн-формате. Академик РАН Виктор Сойфер убежден: сегодня главная миссия деятелей науки, культуры, образования и искусства состоит в том, чтобы дать людям возможность проникнуться интересными и глубокими темами. Именно поэтому в своей лекции он затронул не узкоспециализированную, а научно-популярную тему, особенно актуальную в условиях вынужденного погружения общества в цифровой мир. 
Лекция "Роботы в цифровом мире" — не только о робототехнике, нейроинтерфейсах и развивающихся возможностях искусственного интеллекта. Это также и о переходе от "информационного общества" 4.0, к будущему "креативному обществу" формата 5.0. О том, о каких вопросах нужно задуматься уже сейчас, чтобы быть к ним готовым. В частности, чему учиться школьникам, к каким областям знаний "приглядываться", чтобы в дальнейшем развиваться в самых перспективных направлениях. 
Учитывая бурное развитие роботов, как промышленных, так и сервисных, а также различных нейроинтерфейсов и искусственного интеллекта, очевидно, что физика, математика, программирование не выйдут из "тренда" в течение ближайших десятилетий. Но при этом актуальности не теряют и биология, и химия, прорывные технологии идут в область создания нейроинтерфейсов, аватаров, а роботы-хирурги, например, применяются и развиваются уже сейчас. 
Также особое звучание приобретают юриспруденция, социология, психология и философия, потому что зарождающаяся роботизация порождает целый пласт новых направлений в науке. Это и психологические аспекты, так как появление роботов уже сейчас вызывает психологические барьеры во взаимодействии человек-машина. Так, например, опыт отеля Henna в Японии, показал, что люди испытывают предубеждение к роботам. Отель открылся в 2015 году и стал первым в мире отелем с роботизированным персоналом. Однако гостям отеля не понравилось, что вместо горничной в номере убирается робот и в 2019 году 120 роботов из 243 было "уволено". Тем не менее ситуация с пандемией явно показала, что роботизация современного мира полезна в обычной жизни, и незаменима в экстренных ситуациях. Роботы могут функционировать и оказывать помощь людям там, где человечество или слишком уязвимо, или бессильно. Например, во время эпидемии, или борьбы с радиаций, или в исследованиях дальнего космоса.
Актуальность цифровизации и робототизации стала очевидной в современном мире, поэтому отдельное направление, которому будет посвящено немало исследований в современном мире — это формирующаяся уже сейчас робоэтика. Она потребует внимания социологов, философов и юристов. Потому что рано или поздно человечество подойдет к вопросу интегрирования роботов в общество.
К перспективам ближнего плана можно отнести создание новых материалов (следовательно без химии, физики не обойтись) и развитие различных видов беспилотных систем, что реализуется во всем мире уже сейчас. Виктор Сойфер с уверенностью заявляет, что одной из востребованных профессий станет оператор дронов (напомним, что в Самарском университете открыты первые курсы по обучению пилотирования дронов). А вот бухгалтерские услуги, охранные, администраторские (в функции голосового помощника) — перейдут в недалеком будущем к машинам.
В своей лекции Виктор Сойфер отметил, что в центре нового креативного общества будет человек. Его идеи будут воплощать роботы и искусственный интеллект. Однако для того чтобы формулировать идеи, необходим мощный фундамент знаний, который приобретать лучше всего уже со школьной скамьи, поэтому так важно интересоваться различными областями, чтобы нащупать свое настоящее призвание. 
В помощь школьникам и студентам Самарский университет предоставляет открытый доступ ко всем своим научно-популярным онлайн-лекциям.
Среди затрагиваемых в них тем: блокчейн, инженерия, психология, экономика, спутникостроение, нанотехнологии, материаловедение, криминалистика, генетика и многие другие. 
Также доступны массовые открытые онлайн-курсы нового поколения (Massive Online Open Course) Самарского университета. Среди тем — авиа и ракетостроение, кристаллохимия, экономика, IT, фотография и другие. 
Кроме того, все желающие могут ознакомиться с видеолекциями по темам: "авиастроение и ракетостроение", "реактивные двигатели", "русский космос" (об освоении космоса и пионерах-исследователях в этой области).
Фото: Мария Лукиенко