Самарский университет на протяжении десятилетий был связан с аэрокосмической отраслью. Как сегодня развивается это партнерство? Какие новые направления научно-технического сотрудничества сегодня развивает вуз? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал врио ректора Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Владимир Богатырев.
— Владимир Дмитриевич, какое место в вузе сегодня занимают космос и авиация?
— Безусловно, наши традиционные партнеры (а это практически все ведущие российские производственные и инжиниринговые центры в ракетной-космической, авиационной и двигателестроительной сферах) играют особую роль в формировании нашей исследовательской и образовательной политики.
Тем не менее, сказать, что Самарский университет зажат в жестких отраслевых рамках, нельзя. Сейчас это мультидисциплинарный университет, где соединяются инженерия и экономика, фотоника и биология, право и IT. И этот формат открывает новые возможности как для студентов, так и для индустриальных партнеров университета.
— Что это за возможности?
— Например, в сотрудничестве с одним из ведущих мировых производителей ракет-носителей среднего класса и систем дистанционного зондирования Земли, РКЦ "Прогресс", была разработана линейка малых космических аппаратов семейства "Аист". Эти спутники весом от 50 до 500 килограммов были запущены в космос в 2013 — 2016 годах. Первые аппараты стали космическими лабораториями для ученых и студентов.
А вот "Аист-2" — это уже универсальная космическая платформа, спроектированная под широкое практическое применение в различных отраслях экономики. Сейчас этот аппарат дает материалы, например, для обновления топографических карт России. По сути, сотрудничество с университетом дало нашему партнеру возможность реализовать его опыт разработки сверхточных тяжелых спутников дистанционного зондирования Земли в новом, очень перспективном сегменте рынка.
Кстати, совсем недавно состоялся конкурс на создание еще двух "Аистов", которые смогут вести уже стереосъемку.
— Какие новые направления научно-технического сотрудничества у вас появились в последнее время?
— Одно из таких направлений напрямую связано с "начинкой" создаваемых спутников — с бортовой и научной аппаратурой. Например, мы занимаемся созданием плоских дифракционных линз и компактных гиперспектрометров на их основе.
В отличие от простой фотографии, которая фиксирует всего три цвета — синий, красный и зеленый в их различных сочетаниях, гиперспектрометр анализирует длину световой волны, что позволяет, например, определить химический состав почв на полях и решить, где и какие удобрения нужны. Такая технология может использоваться как в космической съемке, так и для создания медицинских приборов ранней диагностики опасных заболеваний, в том числе онкологических.
Другое направление — создание цифровых двойников авиационных газотурбинных двигателей, газоперекачивающих агрегатов и жидкостных реактивных двигателей. Мы, в том числе, проводим оцифровку, расчеты, оптимизацию цифровых моделей, а также изготавливаем детали методом 3D-печати, проводим испытания.
Университет активно развивает технологии искусственного интеллекта в геоинформатике и урбанистике. Создаваемые нами цифровые двойники мегаполисов интегрируют массивы различных геоданных и позволяют прогнозировать комплексное развитие города в целом и в разрезе отдельных систем — транспорта, недвижимости, экологии, здравоохранения.
— По-видимому, это как раз то, что сегодня принято называть профессиями будущего. Какие еще новые профессии можно получить в Самарском университете?
— В основном, такие профессии студенты сейчас получают при обучении в магистратуре. В университете, например, есть программы по медицинскому приборостроению, сочетающие в себе биологию, физику и медицину. Есть программы по обработке больших данных, по созданию новых материалов с заданными свойствами, по проведению экспериментов в космосе и так далее.
— Ваши образовательные программы опираются на запросы конкретных работодателей?
— Безусловно, мы учитываем их потребности. Но при этом мы видим, как стремительно меняется наш мир. Если раньше можно было за пять лет подготовить специалиста, который сможет работать на своем месте практически всю жизнь, то теперь за эти же пять лет индустрия и требования к специалисту могут радикально измениться.
Необходимо готовить человека не к конкретной профессии, а к жизни в современном мире. Поэтому мы должны давать студенту базу в различных плоскостях (гуманитарной, технической и т.д.) и раскрывать его способности за счет участия в исследовательских проектах и междисциплинарных работах. Мы стремимся сделать его мышление системным, чтобы он лучше понимал устройство знания в целом и мог бы выбрать наилучшее направление для себя.
Особо внимание мы уделяем формированию в наших студентах предпринимательского духа, способности не искать работу, а создавать ее. И, я думаю, нам это удается. Во всяком случае в рейтинге ведущих предпринимательских университетов России, где вузы оценивают по проектам выпускников, сумевших привлечь максимальные инвестиции, Самарский университет стабильно входит в 20 лучших вузов.
— Как в этой ситуации адаптировать подготовку специалиста под конкретные потребности рынка труда?
— Узкая специализация в ходе обучения тоже необходима. Но проходить она должна не в рамках базового высшего образования, а в магистратуре или на краткосрочных программах дополнительного образования.
Например, студенты инженерных специальностей, получившие фундаментальную базу в сфере проектирования самолетов, ракет, робототехники, могут в нашем университете выбрать программу целевой подготовки АВТОВАЗа и начать карьеру в службе инжиниринга предприятия — части глобального альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.
— Какими пятью ключевыми словами вы бы описали современный университет?
— Исследовательский, цифровой, открытый, инновационный и мультидисциплинарный.
— Как перемены в вузе отражаются на приеме абитуриентов?
— Во-первых, Самарский университет с каждым годом все сильнее привлекает абитуриентов других регионов. География наших студентов — вся Россия, от Калининграда до Дальнего Востока.
Во-вторых, в эту приемную кампанию мы совершили серьезный скачок в привлечении иностранных абитуриентов — приблизительно на 30% к уровню прошлого года. У нас сформирована партнерская сеть за рубежом. Она охватывает разные страны, от ближайших соседей по СНГ до Латинской Америки.
Из Восточной Европы к нам едут те, кто хочет изучать русский язык, а из Западной Европы — те, кто интересуется высокотехнологичными направлениями обучения, например, двигателестроением. Жителей Китая, в первую очередь, интересует ракетно-космическая тематика. Из Африки едут изучать техническую эксплуатацию транспортных средств, обслуживание самолетов в аэропортах. Жители каждого региона мира находят в Самаре что-то свое.
Источник: ria.ru