Ольга Кузнецова с кафедры математических методов в экономике факультета экономики и управления стала обладателем гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина. Фонд занимается поддержкой и развитием образования и культуры, гранты выдаёт на качественное изменение образовательного процесса, и в первую очередь эти перемены касаются обучения магистров. Победительница пришла к выводу, что победить ей помог тот самый закон перехода количества в качество, который сформулировал знаменитый Фридрих Энгельс. О том, как это получилось, читайте в интервью от редакции 7Times.
– Ольга Александровна, чем ваша конкурсная работа так заинтересовала фонд Потанина? В чём фишка?
– Мы с коллегами создаём новую, практикоориентированную программу магистратуры по дисциплине эконометрика на направлении "Международная экономика". Наша задача – увеличить процент практических знаний, не потеряв при этом мощную теоретическую подготовку. Так, мы планируем погрузить студентов в решение конкретных кейсов. Также фокус обучения магистров смещается в сторону проработки диссертаций, в основе которых опять же будут лежать прикладные задачи. Разбор реальных ситуаций, задач, которые уже были решены в экономике, позволит оценить разные подходы к одной и той же проблеме, а также "подсмотреть" правильный ответ. Студенты увидят, что случилось на самом деле и, в идеале, сделают выводы: правильно ли проведён анализ? совпадает ли он с реальностью? Контролировать знания будем с помощью интерактивных тестов: и обратную связь получим, и знания проверим.
– Когда программа будет реализована?
– Фактически мы уже приступили к реализации в этом году. С подачи руководства курсовые проекты магистров стали объектноориентированными, то есть студенты пишут их не на абстрактные, теоретические темы, а в приложении к своим диссертациям. Например, если студент пишет про особенности нефтегазовой промышленности, то в рамках курсового проекта он эту промышленность и анализирует.
– Как вы попали на конкурс? Как он проходил?
– На кафедре работа поставлена таким образом, что мониторинг грантовых конкурсов и участие в них – обычное для нас дело. Работает победитель одного из предыдущих конкурсов. А у нас уже накопился методический материал по магистерским программам, который можно было оформить в заявку. Так что задача по созданию новой программы отвечала и требованиям конкурса, и внутренним потребностям – полезна и для института, и для нас, как для преподавателей. Считаю, что хорошей основой, подтверждающей нашу способность выполнить поставленные задачи, послужил материал, который незаметно накопился за годы работы. Это и методические указания, которые мы разрабатывали для бакалавров, и статьи, которые писались ради интереса и опыта, и участие в конференциях. Неожиданно оказалось, что у нас достаточно большая база, на которую мы и опирались.
Мы участвовали в конкурсе на грант до 500 тысяч рублей, но скромно запросили намного меньше, что, наверное, тоже было одним из плюсов работы.
Победа в грантовом конкурсе – это результат ежедневной работы. Вдруг наступает момент, когда понимаешь: всё, данных достаточно и можно подать документы. Подала, поучаствовала, выиграла.
– У вас большая команда?
– На самом деле нас в команде два человека: я и Екатерина Блинова.
– Расскажите о своей деятельности в институте.
– В Самарском университете я работаю с момента окончания института: аспирантура, а теперь вот молодой учёный и преподаватель. Мне всё время встречаются хорошие люди, которые направляют меня, помогают мне в моем жизненном выборе. В первую очередь это Михаил Иванович Гераськин, который был моим научным руководителем по диплому, по кандидатской диссертации. Благодаря ему я выросла в того специалиста, которым являюсь сейчас. Это и направление деятельности, которое он нам задаёт, и курсы, которые он поручает вести. Так, благодаря ему я, менеджер по образованию, занялась математикой, в моей жизни появилась эконометрика – сплав математики и экономики. То есть мы используем математические формулы и модели, чтобы описывать экономические явления. Первое, что мне здесь понравилось, это создавать оптимизационные модели. Сейчас мы развиваем направления, связанные с научными интересами других институтов. Например, теория игр из психологии позволяет нам изучать модели принятия решений.
Марина Вершинина