федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

"Космос - это всегда открытие"

"Космос - это всегда открытие"

Самарский университет

В Самарском университете прошли IV Лемовские чтения

бортжурнал кафедра философии Интервью социально-гуманитарный институт Нестеров Александр Лемовские чтения
27.03.2018 2018-03-27
Представьте, что вам выпал шанс побывать в космосе. Прежде чем соглашаться, подумайте, что вы знаете о нём? Вы скажете: "Там нет воздуха, всегда темно и очень холодно". Но космос – это не только космические станции, спутники и невесомость. «Космос – это всегда открытие» и не только научное.
 
В Самарском университете с 22 по 24 марта прошли IV Лемовские чтения, организованные кафедрой философии совместно с кафедрой русской и зарубежной литературы и связей с общественностью.
В беседе с корреспондентом МИА “Самарский университет” заведующий кафедрой философии, создатель и организатор Лемовских чтений, профессор Александр Нестеров предсказал наступление эры технологической сингулярности. Итак, насколько точны прогнозы Лема и сбываются ли они? Как на человечество влияют технологии? Какие технологии изменят человечество? Читайте интервью и хорошую фантастику.
 
- Александр Юрьевич, как появилась идея проведения Лемовских чтений?
 
- 2006 год. Мы стояли в коридоре с доцентом кафедры русской и зарубежной литературы Галиной Заломкиной и рассуждали, как объединить филологов и философов. В этот же год, 27 марта, умер писатель-фантаст и философ Станислав Лем. Мы решили провести конференцию, на которой филологи и философы смогли бы обменяться мыслями по поводу научной фантастики. И посвятили ее Станиславу Лему. Получилось очень хорошо. В России мы единственные, кто делает большую регулярную конференцию, посвященную Лему и осмыслению вопросов, поднимаемых научной фантастикой. Мы стараемся ее проводить раз в два года. Цель у нашей конференции одна – чтобы люди больше читали хорошую литературу, обсуждали ее.
 
- И футурология, и научная фантастика так или иначе говорят о будущем. Чем они схожи, а в чем их различие?
- И футурология, и научная фантастика имеют дело с тем, чего нет, - с будущим. Различия жанровые: научная фантастика – отрасль литературы, а литература имеет дело с образами, с эмоциональным мышлением, с так называемыми «фантасмами». Футурология - отрасль понятийного, «научного» знания.  “Научного” в кавычках потому, что как таковой науки о будущем нет и быть не может, ведь объекты, с которыми она имеет дело, в опыте присутствовать по определению не могут. 
 
- Аэрокосмический ореол, сопутствующий нашему университету, добавляет какой-то значимости этой конференции?
- На практике, наверное, нет. Проблема, которую надо решать гуманитариям в первую очередь, – это проблема узкой специализации. Люди не хотят разговаривать, каждый считает себя самым умным. Каждый предпочитает читать другому бесконечные лекции. Но научная фантастика – это такое место, где сложно читать лекции, здесь нужно разговаривать. Одно из определений фантастического – это встреча с внечеловеческим собеседником, с кем-то или чем-то иным. С собеседником надо научиться разговаривать, нужно стремиться к этому умению.
 
- Как вы говорите, «разговор с иным, встреча с другим», а у Лема как раз есть произведение «Понять друг друга». В нем поднимается проблема контакта с инопланетным разумом. Как вы считаете, как человечество должно осваивать космос?
- «Космос» – это по-гречески порядок. Когда мы говорим «освоение космоса», мы на самом деле говорим о фундаментальной философской задаче осознания того, что такой порядок существует. Он объективен и никак не зависит от индивида, от социума или даже от человечества в целом. Наша задача этот порядок понять и научиться применять. Научная фантастика в этом очень помогает. Освоение космоса в виде выхода человека за пределы земного тяготения – это частный случай глобального философского проекта.
 
- Космос можно назвать сверхидеей для России, для всего человечества?
- Я искренне убежден, что выход человека за пределы атмосферы - это русская идея, и космос в этом смысле - русский. Заявление Илона Маска о планах по колонизации Марса нанесло серьезнейший удар по идеологической модели русского космоса. Считаю, что наше государство должно соответствовать, быть впереди: первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе были наши, мы были первыми и по ряду других направлений. Мы не просто должны держать эту планку, мы должны поднимать ее таким образом, чтобы никто до нее не допрыгнул. Я убежден, что космос – это единственный выход, единственная модель, внутри которой наша наука имеет смысл.
 
- В освоении космоса есть место для других наук, кроме инженерных?
- Сложно ответить на этот вопрос. Я процитирую великого русского философа Ивана Лапшина, который цитировал другого великого русского философа Петра Энгельмейера. Космос – это всегда открытие, а «открытие – это изобретение мысли». Когда мы имеем дело с космосом, у нас две задачи: первая – изобрести мысль, которая делает такое взаимодействие с космосом возможным, а вторая – удержать эту мысль. Здесь работает не одна наука, а все человеческое существо, которое должно быть устремлено к задаче сначала изобретательского плана, а затем к задаче предметно-наблюдательской и исполнительской. 
 
- Все ли предсказания и прогнозы Лема, которые он делал в своих произведениях, сбылись? 
- Очень многие. Станислав Лем, как и братья Стругацкие, предсказал появление массовой телефонии. Независимо друг от друга и Лем, и Стругацкие предсказали появление интернета. Лему принадлежит первое детальное описание антропоморфной робототехники. По большому счету, если вы откроете, например, роман «Возвращение со звезд», который описывает наше отдаленное будущее в других формулировках, то многое из нашего окружения можно увидеть там. Думаю, что прогнозы Лема продолжат сбываться.
 
- Вы сторонник того, чтобы использовать достижения науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека? Вы сторонник трансгуманизма? 
- Да, я являюсь сторонником этой концепции. Но фантазии лишены практического смысла до тех пор, пока нет технических возможностей. Мы сейчас можем относиться к этому  лишь как к образу, проекции, как к тому, чего нет. Трансгуманизм – это мировоззрение, идеологическая модель, которая говорит о том, что эволюция в природе не закончена. Сейчас, если говорить религиозным языком, мы находимся внутри седьмого дня творения, то есть эволюция продолжается, человек не венец, через нас родится что-то новое. Это новое трансгуманизм видит как что-то, связанное с техникой. Техника будет применяться к самому человеку, к его телу, уму и мышлению. Один из мощнейших проектов внутри трансгуманизма – это кибернетическое бессмертие, перенос тела на небиологический носитель. Кибернетическое бессмертие - лицо трансгуманизма как формы мировоззрения. Но это большая и сложная тема. 
 
- Одна из целей трансгуманизма – это предоставление человеку выбора, когда ему умирать и умирать ли вообще. Баланс смертности и рождаемости будет нарушен. Не станет ли это проблемой для нашей планеты?
- Уровень технологий, который требуется для осуществления проекта кибернетического бессмертия, таков, что при его достижении вопрос о существовании человека на планете Земля или о его питании становится несущественным. Если вы можете переписать себя на флэшку, значит, у вас нет проблем с перемещением по Вселенной. Для вас не существует проблемы, что кушать и как выращивать маис. Это значит, что вы нашли механизмы таких природоподобных технологий, которые делают вас частью природы на совершенно новом витке развития.
 
- Назовите пять научных достижений, которые в будущем могут кардинально изменить нашу жизнь.
- Первое – аддитивные технологии, технологии получения материалов с заданными свойствами. 
- Второе – распознавание образов в изображениях на основании моделей.  Можно будет проанализировать картинки и с большой долей вероятности узнать, что они значат, например, в задачах археологии или социальной географии. Можно будет просто запустить алгоритм анализа расположения тех или иных артефактов. Аддитивные технологии и технологии дистанционного зондирования Земли разрабатываются в нашем университете.
- В-третьих, это функционирование человеческого мозга на материальном уровне. Это грядущие открытия. По сей день на вопросы о том, как работает человеческий мозг, нет точных ответов. С 2014 года ведутся масштабные исследования в Европе и Америке. И это то, что может изменить все. 
- Последние годы идет речь о пересадке человеческой головы. Пересадка головы мертвого человека состоялась, теперь ждут пересадки живого, в Китае должна пройти эта операция. Ее планировали на прошлый год, но перенесли. Это четвертое. 
- И, наконец, пятое, инженерное достижение: искусственный интеллект впервые в мире победил профессионального игрока в го. Система AlphaGo обыграла корейского профессионала девятого дана Ли Сидоля. До этого го была одной из немногих логических игр, профессиональные игроки в которую выигрывали у компьютеров. Это не алгоритмическая игра, она не решается перебором, соответственно, считалось, что машина никогда не победит человека. Прошлогодняя победа машины стала первым шагом к технологической сингулярности. Термин «технологическая сингулярность» ввел фантаст Вернор Виндж, который имел в виду, что с определённого момента созданное человеком техническое окружение, среда, начинает развиваться быстрее, нежели сам человек, так что человек уже не успевает за развитием этого окружения.
Анастасия Разумова (МИА “Самарский университет”)