В 1970 году в нескольких номерах газеты «Полет» развернулась дискуссия по статье «Ходить или не ходить?» Речь шла об обязательном посещении лекций. В седьмом номере газеты редакция подвела итоги дискуссии, напечатав точку зрения студента. Ее высказал председатель совета студенческих научных объединений института И. Абламунец.
Автор статьи «Нужны исследователи» заявил, что к этому вопросу надо подходить кардинально, а именно – сокращать количество лекций в принципе. Он процитировал министра высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н. Столетова, который сообщил, что перед высшей школой стоит задача по подготовке «специалиста – творчески мыслящей личности… не просто грамотного и знающего специалиста, а, скажем, инженера-исследователя, способного программировать и создавать новое». И студент уверен, что изучение общеобязательных базисных дисциплин должно заканчиваться на первых двух курсах. Основа дальнейшего высшего образования научных работников и инженеров-исследователей – самостоятельная научно-исследовательская работа студента.
– Конечно, такое решение проблемы найдет немало противников, – понимал председатель СНО КуАИ. – Но даже наша дискуссия, проходившая совершенно независимо от разговора в «Комсомольской правде», показала совпадение некоторых мнений. Я имею в виду статью доцента Ю. С. Быховского «Долг инженера – творчество!». Юрий Семенович видит выход из создавшегося положения в «...приучении студентов к самостоятельному добыванию знаний». При этом «возможно, снизится успеваемость, увеличится отсев. Но зато увеличится вероятность того, что наши выпускники пойдут в творческих исканиях дальше своих учителей и внесут больший вклад в научно-технический прогресс».
Самостоятельная работа студентов – вопрос не новый. Примеров можно привести много. Все они подтверждают высказанные выше положения о необходимости привития студентам навыков самостоятельного добывания знаний в процессе решения научно-технических задач. Однако сложность вопроса в подборе таких задач. Они должны удовлетворять двум требованиям. Решая их, студент должен научиться самостоятельно творить. И второе: в процессе их решения приобрести определенный минимум знаний.
Если удастся решить проблему задач, отвечающих указанным требованиям, то решится и вопрос «ходить или не ходить?». Студенты, которым по силам самостоятельно решать задачи, – могут не ходить (или посещать только консультации), ну а те, кто не сможет решать, – вынуждены будут, как у нас принято говорить, посещать, – завершил свое выступление И. Абламунец.