19 февраля в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева прошел семинар, посвященный современной медиакультуре. Ведущим семинара выступил эксперт аппарата уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Андрей Сорокин.
Лекция проводилась в рамках большой лекционно-семинарской программы для студентов и школьников, которая организована аппаратом уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Слушателями в Самарском университете стали студенты факультета филологии и журналистики.
Несмотря на широко сформулированное название «Современная медиакультура. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», основной темой встречи стал Интернет. Причем, говоря о влиянии Всемирной паутины на подрастающее поколение, спикер учел, что в аудитории собрались будущие журналисты и филологи. Так, он предложил рассматривать Интернет именно как часть медиакультуры.
Так какая же она, современная медиакультура? Для ответа на этот вопрос Андрей Александрович первым делом определил, что такое “медиа”.
“В школьном курсе геометрии дается определение медианы. Это линия, соединяющая вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. - просветил Андрей Сорокин аудиторию. - В остальных науках приставка медиа тоже означает что-то “между”, то есть середину. Если говорить об информации, то давайте рассмотрим ее структуру. У любой информации всегда есть три фактора: адресат, источник, и то самое “медиа”, которое находится посередине. Именно от “медиа” зависит интерпретация информации. По сути, медиа – это посредник, который обрабатывает, все то, что связывает человека с миром информации».
Присутствие медиакультуры можно ощутить почти во всех областях жизни современного человека. Она влияет на идентификацию личности, взаимоотношения людей, и в общем, на движение информационных потоков. Медиакультура, используя прежде всего СМИ, призывает человека к участию в общественной жизни, способствует его социализации и усвоению различных социальных ролей.
Но как расценивать такое влияние на нас медиакультуры? Ведь у большинства молодежи мышление становится «клиповым», а проблема «отцов и детей» еще больше усиливается.
«И к этой ситуации мы относимся очень даже положительно, – говорит Андрей Сорокин. – Ведь «клиповое» мышление – это защита мозга от огромных информационных потоков, которые льются на нас каждый день».
С самых ранних лет у детей «цифровой эпохи» сознание уже работает по-другому. Они с легкостью разбираются в гаджетах, и в этом нет ничего страшного, ведь идут они в ногу со временем. Также не стоит пугаться Интернета. Да, в сети много «подводных камней», но точно, не больше, чем в реальной жизни.
«Не нужно пытаться лишить ребенка доступа к интернету, нужно просто научить его правильно им пользоваться»,– подытожил Андрей Сорокин.
«Было очень интересно, ведь в необычном формате нам рассказали о вещах, с которыми мы сталкиваемся каждый день и не обращаем на них внимания. Например, IT-теории, происхождение слова "медиа" мы изучали на парах, но сегодня мы взглянули на них с новой стороны, расширили свой кругозор», – поделилась впечатлениями студентка первого курса направления “Журналистики” Анастасия Майорова.
Виола Калемалькина, Альфия Шарифуллина (МИА “Самарский университет”)