Во Всемирном фестивале молодежи и студентов приняли участие 19 студентов Самарского университета. У каждого из них свои впечатления, свой опыт. Редакция газеты «Полет» предложила рассказать о фестивале Малике Иралиевой, магистранту института информатики, математики и электроники.
- После Олимпийских игр у Сочи осталось большое наследие, которое превратило этот город в столицу международных мероприятий. Для этого тут теперь есть и инфраструктура, и опыт. С 14 по 21 октября Олимпийский парк принял Всемирный фестиваль молодежи и студентов, куда отправились около 100 молодых людей из Самарской области.
О системном мышлении и нравственности науки
Первые дни вносили сумбур. Программа была безумно насыщенная: приходилось выбирать между тренингами о дизайн-мышлении, эмоциональном интеллекте и ораторском мастерстве и панельными дискуссиями с известными людьми. Тематик было много, и я выбирала то, что ближе мне – науку, образование и технологии.
О том, как видоизменятся повседневные технологии, были дискуссии почти на каждом тематическом направлении. Это можно было почувствовать даже на самом фестивале. Опросы проводились с помощью QR-кода на экране – достаточно было навести на него камеру смартфона, как открывалась ссылка на голосование. Буквально за 2 минуты можно было собрать мнение двухсот человек и сразу показать результаты на экране.
Две темы обсуждались чаще, чем другие. Первая – это нейронные сети, которые остаются для нас черным ящиком. То есть мы не можем точно сказать, как они работают внутри, – знаем только входные и выходные данные. Это значит, что мы не можем предсказать алгоритм принятия решения у нейронных сетей на 100%. Вторая – это защита данных от изменений. Еще чуть-чуть, и чипы будут вживляться в человека, а это значит, что безопасность данных на них должна быть очень высока.
Одним из спикеров был Деррик Росси – профессор Гарвардского университета, в 2010 году нашедший способ получения неэмбриональных стволовых клеток, то есть с помощью его открытия можно решить этическую проблему использования эмбрионов. Больше всего меня поразил Дерик как человек: он успел пожить в ряде стран, порядка 10, три раза пытался получить степень PhD и каждый раз в новой сфере, пока, наконец, не нашел свою. Наверно, это еще раз подтверждает его цитату: «Хороший ученый бросит 10 дротиков, 9 из них упадет на пол, а один попадет в стену. Настоящий ученый обнаружит, что бросает не в ту стену». Сейчас у него жена и три дочери, шесть успешных компаний и научная лаборатория.
Неожиданно интересной стала встреча с Анатолием Вассерманом. За час общения он успел затронуть очень многое. Самым главным, пожалуй, считает преимущество системного мышления, которое должно воспитывать образование. Это означает, что человек понимает систему функционирования мира, а не отдельных элементов. Целое всегда больше своих частей, именно из-за взаимодействия их друг с другом.
О системном мышлении говорил и Андрей Комиссаров – ведущий эксперт инновационных образовательных продуктов. Родителям тоже не помешает системный подход в развитии ребенка как части среды. Если ребенок развит настолько, что все вокруг ему кажутся глупее, чем он, он не сможет найти единомышленников.
Из спикеров я бы также выделила Татьяну Черниговскую – профессора СПбГУ в области нейронауки и психолингвистики. Я ее знала до фестиваля как специалиста по работе мозга, а на фестивале она выступала сразу на несколько тем – искусственный интеллект, восприятие информации и обучение. Через нас проходит огромное количество информации, и не каждый человек задумывается, верная она или нет.
Но самое важное – я впервые неожиданно поняла роль нравственности и культуры. Со школы у меня осталось нечеткое понятие, что нравственность – это «так правильно». А сейчас хорошо пониманию, что по-другому опасно. Если представить, что через некоторое время рабочая сила будет заменена роботами, что будет делать человек в освободившееся время? Будет чувствовать себя бесполезным, впадет в депрессию и будет совершать глупости или будет создавать что-то полезное? Это как раз и будет определяться уровнем внутренней культуры.
Чего мне точно не хватило – так это конкретных инструментов по дальнейшей деятельности . Если говорили о проблемах мобильности в науке, то почти не было информации о том, как ею воспользоваться. Я услышала еще раз важность обновления системы образования, но не увидела инструкции, с чего начать.
Но личностные навыки, которые нужны в любой сфере, при желании можно было наработать.
Культурная программа
Несколько раз я приходила к Нике Косенковой – заслуженному деятелю искусств и преподавателю ораторского мастерства. Мы «обнимали» аудиторию, учились правильно стоять, владеть своим телом на сцене и чувствовать звуки.
Еще одной площадкой публичных выступлений стал Science Slam. На тренингах можно было попрактиковаться рассказывать простыми словами о сложных вещах, а в конце насладиться выступлениями лучших. Очень интересная деталь – когда вначале проводили презентацию формата научного слэма, показали выступления сразу двух сотрудников Самарского университета – Рамаза Чарквиани и Владимира Платонова. В рамках фестиваля провели еще одну «битву». Впервые за историю Science Slam в Росcии победителей стало двое. Один из них – парень из Бельгии работает над проектом по созданию искусственного звездопада. Японские ученые хотят запустить такой на открытии Олимпийских игр в Токио в 2020 году. Он единственный выступал на английском языке и произвел настоящий фурор, когда со сцены без акцента запел строчку «Выйду ночью в поле с конем…», пытаясь передать «загадочную русскую душу».
Языковой барьер и очереди
Были вещи, которые учили смотреть на них позитивно. Первое – это очереди. Для организаторов в первый день оказалось сюрпризом огромное количество участников, и везде – на контрольно-пропускных пунктах, в столовых и некоторых спикерах скапливались люди в ожидании. Но, как мне кто-то сказал, это только помогало заводить знакомства.
Вообще, любое мероприятие – это о людях. В Сочи собрались самые уникальные. Помню свое удивление, когда на выполнении очередного задания на тренинге парень напротив сказал: «Кстати, моя подруга создала киберкостюм, который помог ей сбросить 30 кг…» У меня расширились глаза! Я сразу поняла, о ком речь – об Ольге Левицкой, которая приезжала к нам в Самару, на смену «Инновации и экология» форума «iВолга». А вот тут, рядом со мной, ее друг, который хорошо с ней знаком. Удивительно!
Второе – это языковой барьер. Я бываю в международной среде с 1-го курса и не ожидала, что большая часть российской молодежи испытывает трудности при разговоре на иностранном языке. Я слышала от многих участников, что фестиваль заставил их понять важность изучения языка.
Но для организаторов и волонтеров это были скорее не трудности, а задачи, с которыми они успешно справлялись. Они реагировали быстро, и уже на второй или третий день все перемещения были отлажены, волонтеры создавали атмосферу и делали все, чтобы нам было комфортно. Переводчики исправно работали в три смены, синхронно переводя на русский, английский и испанский.
У каждого были свои ожидания от фестиваля, и каждый взял что-то свое, благо было из чего выбрать. И для каждого этот фестиваль стал особым. Кто-то проверил себя в спортивной программе, сдал нормы ГТО, кто-то попал на международный кинофестиваль и увидел фильмы, которых еще даже нет в прокате. Кто-то приобрел новые навыки в рамках движения World Skills и задал волнующие вопросы известным людях. Расставаться не грустно – наоборот, внутри благодарность фестивалю за вдохновение, новые идеи и эмоции.