Учебный мастер кафедры обработки металлов давлением Александр Калашников недавно отметил свое 90-летие! В беседе с нами он рассказал о своей работе в вузе, о том, каким должен быть настоящий преподаватель и хороший студент, и раскрыл секрет долголетия.
Александр Михайлович родом из деревни Верхнее Кожухово Горьковской области (ныне Нижегородская область). Но свое детство он провел в Горьком, куда его родители переехали, чтобы работать на военном заводе.
Александр Калашников учился там же - с 1946 по 1949 год в Горьковском артиллерийском училище (ГУЗА). “Тогда не было каких-то особенных специальностей. Просто зенитчик, офицер”, - вспоминает Александр Михайлович. Сразу после получения специальности, новоиспеченного офицера Калашникова отправили служить во Львов, где он служил до 1952 года. А в 1952 году в звании старшего лейтенанта его направили в Куйбышев зенитный полк. В Куйбышеве Александр Калашников занимал должности: командира огневого взвода, командира батареи, а с 1956 года - он офицер оперативного отделения бригады. Закончил службу в звании подполковника, начальником разведки бригады
- После службы я год проработал в Средневолжском транспортном управлении. Но однажды мой знакомый предложил работу в Куйбышевском авиационном институте. Я согласился и стал учебным мастером на кафедре производства двигателей летательных аппаратов. А потом меня “переманили” на кафедру обработки металлов давлением. Это было уже в 1987-м году.
- А что делает учебный мастер?
- Я проводил практические занятия, на которых студенты закрепляли знания, полученные на лекциях. Показывал, как все устроено: станки, машины, двигатели. Да и надо демонстрационные образцы изготавливать. Это тоже была моя ответственность.
- Откуда вы все это знаете? Вы же зенитчик по образованию?
- Да, я бывший офицер, отслужил 30 лет. Был командиром взвода, батареи. Но затем в штабе я занимался оперативной работой, в частности, строительством и оборудованием командных пунктов. Очень часто наших отправляли на новые земли, на Камчатку, например. Но меня никуда не отсылали и самый главный начальник говорил: «Калашникова не трогать». Я занимался обустройством командных пунктов, и, видимо, делал это неплохо. Один “мой” командный пункт отправили вместе с дивизией на Кубу. Ну а разобраться в специфике разных направлений в КуАИ мне помогла любовь к делу.
- Вам здесь нравилось работать?
- Конечно. Я всегда узнавал что-то новое и передавал свой опыт студентам.
- Каким, по-вашему мнению, должен быть хороший преподаватель?
- Это человек, который много знает, и главное, умеет научить. Он не отпустит студента, пока не увидит, что тот все понял.
- А можете описать портрет хорошего студента?
- Такие обычно остаются работать у нас в вузе на ответственных направлениях. Это люди, которые всегда хотели учиться. Хотя у меня складывается впечатление, что сейчас у студентов интересы изменились. Не у всех, конечно, но... Вот подходят, студенты, скажем, к станкам. И начинается… преподаватель рассказывает, учебный мастер показывает... Часть - стоят и слушают. В основном, это девчонки. Парни же чем угодно занимаются. Ну один-два смотрят, слушают, которые по всей видимости что-то понимают. Остальные просто стоят и хихикают. Нет интереса у них. Мне кажется, раньше студенты больше интересовались, спрашивали. Я мог дать им что-то самостоятельно изготовить.
- А вы сами были прилежным учеником?
- Я училище окончил с красным дипломом. На курсах тоже отличником был. Ну это потому что все время интересовался! Я такой “технический” мужик. Для меня железки - всё. Однажды я даже чуть не стал изобретателем. Я же зенитчик. У нас заведено на командных пунктах ставить огромные стеклянные планшеты. На них отмечают маршруты движения воздушных целей. Такой планшет, будучи командиром батареи, я сделал автоматическим: он отмечал направление, высоту и дальность. До этого такого не было. Планшет показывали в Москве на всеармейской выставке. Но когда вернулся, узнал: дивизию с пушек перевели на ракеты. Так что планшет не понадобился. Но и позже все время занимался рационализацией: мне казалось, что чего-то чуть-чуть не хватает или что-то не доделано.
- Поделитесь своим секретом долголетия?
- Ох, не знаю. Может быть, любовь? С женой я знаком с первого класса школы. У нас парты были рядом. Она еще жаловалась своей маме: «Не пойду в школу, там Калач за косички дергает». Как-то едем мы на электричке с Женей (Евгения Александровна), а напротив сидит женщина. Они разговаривают, я просто сижу. Женщина спрашивает: «А это кто?». Женя говорит: «Муж».
- А вы давно женаты?
- 68 лет.
- И ни разу не расходились?
А я говорю: «Это как это так? Что значит расходились? У нас это не заведено».
Мне 91-й год пошел, а Жене только 89. Я ее люблю до сих пор. Мне нравится, как она ведет хозяйство, как относится ко мне. Ну люблю и все.
Комментарий:
Вячеслав Максимович Чуриков, начальник учебной лаборатории:
Я с Александром Михайловичем работаю с 2004 года. Человек интересный, мастер “золотые руки”. Когда у нас уже ничего не получается, и мы все испробовали, то он обязательно что-то придумает. Очень честный и исполнительный. Если ему поручили какое-то дело, то всегда доведет до конца. А еще очень технически грамотный. Он сам сделал настольный токарный станок. Он и электрик, и слесарь. И человек совершенно бескорыстный. Кто бы к нему не подходил, с какими проблемами, всегда поможет. А потом человек уйдет, он спросит: «А кто это был?» Сейчас редко найдешь людей, которые просто так что-то делают...
Ксения Желовникова, фото автора, МИА “Самарский университет”