В годы Великой Отечественной войны одной из важнейших государственных проблем являлась нехватка квалифицированных офицерских кадров и технического персонала для действующей армии. Войска остро нуждались в хорошо обученных командирах, инженерах, техниках и специалистах. 16 июля 1941 года Государственный комитет обороны СССР (ГКО СССР) принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», в соответствии с которым в августе 1942 года в КуАИ была создана кафедра военной и физической подготовки. Начальником кафедры был назначен мастер спорта СССР, лейтенант И.С. Журавлев. Основной задачей кафедры являлось обучение студента тактике ведения общевойскового боя в качестве одиночного бойца и его физическое развитие.
В середине 1944 года ГКО СССР принял решение о создании военных кафедр в вузах страны для подготовки офицеров запаса. Поэтому с 1 сентября 1944 года в штатном расписании КуАИ появляется самостоятельная военная кафедра.
Своему созданию наша военная кафедра обязана директору КуАИ Федору Ивановичу Стебихову, который вышел с инициативой перед военным советом Приволжского военного округа (ПриВО) об организации подготовки авиационных специалистов, необходимых фронту.
Первым начальником военной кафедры стал кандидат технических наук полковник В.И. Рабинович (он возглавлял кафедру до 1948 года). Кафедра строила свою работу по двухлетней программе обучения, а ее главной задачей являлась подготовка на базе инженерного образования высококвалифицированных техников-эксплуатационников для авиационных частей. Для выпускников военной кафедры устанавливались первый (высший), второй и третий квалификационные разряды.
Базой военной кафедры являлся учебный аэродром и отделение газовки самолетов, которые располагались на территории бывшего аэродрома ОСОВИАХИМа. Это было огромное поле, ограниченное нынешними улицами Мяги, Аэродромная, Авроры и Мориса Тореза.
Авиационную материальную часть, на которой учились студенты военной кафедры, представляли старые, прошедшие войну и списанные с боевой работы самолеты Пе-2, Ту-2, Як-3, Ла-5, Ла-7 и Ли-2.
Основной формой подготовки являлось практическое обучение запуску и отработке режимов работы двигателей самолетов. Этому студентов обучали опытные инструкторы отделения газовки самолетов (ОГС). Первым начальником ОГС был подполковник А.Ф. Ермаков, затем ОГС возглавил подполковник И.А. Цыганков.
Преподаватели того периода (кандидат технических наук полковник В.М. Вайнгортен, полковники В.М. Кудров, Н.С. Николаев, М.Н. Кузнецов, Н.А. Петухов, С.И. Митрофанов) давали студентам не только теоретические знания, но и практические навыки работы на реальной авиационной технике.
Войсковой ремонт отличался от современного спецификой работ, связанной с устранением боевых повреждений на технике, и особенностями конструкции самолетов того периода. Студенты учились заделывать пробоины на крыле и фюзеляже, паяли и сваривали баки и радиаторы, заплетали тросы, занимались слесарной подготовкой, столярным и швейным делом. Проводилась газовка самолетов (исполнялся график пробы двигателя), устранялись неисправности двигателя и осуществлялись другие работы. Помимо этого прививались навыки эксплуатации и ремонта деревянных самолетов с перкалевыми рулями.
Вместе с тем на военной кафедре помимо резерва техников-эксплуатационников готовили и резерв авиационных штурманов. Студенты проходили штурманскую подготовку, летая на легендарном самолете ПО-2 (У-2). Среди преподавателей-летчиков, штурманов-инструкторов, военных авиационных инженеров были однополчане и соратники тех, кто пережил крещение в боях под Сталинградом, легендарных «асов Поволжья» – И.С. Полбина, С.Д. Луганского, Л.И. Беда.
23 июня 1945 года сессия Верховного Совета СССР приняла закон о демобилизации из армии и флота военнослужащих старших возрастов. Это означало возрастающую роль системы подготовки резерва Вооруженных сил. Создание высококвалифицированных кадров, способных качественно эксплуатировать боевую современную технику, поступающую на вооружение в армию, было возложено на военные кафедры при вузах страны.
В начале 50-х годов на вооружении Военно-воздушных сил появились первые реактивные истребители Як-15, МиГ-9 и МиГ-15БИС. Военная кафедра КуАИ в числе первых получила возможность подготовки специалистов для эксплуатации этих самолетов. Студенты обучались по специальности «Войсковой ремонт и эксплуатация военных самолетов и двигателей» и, призванные в ряды Вооруженных сил, направлялись в боевые авиационные части или в военные представительства при предприятиях создаваемого в стране военно-промышленного комплекса.
Военная кафедра располагалась в 1-м корпусе института (ул. Молодогвардейская, 151). В этот период кафедру возглавляли подполковник Н.М. Черносвитов (1948-1950 гг.) и генерал-майор И.Е. Богослов (1950-1954 гг.).
Инструкторы-офицеры, получившие богатейший опыт боев минувшей войны и ковавшие победу в тылу, передавали свои знания студентам. Именно они заложили в практику обучения студентов систему формирования высокого чувства патриотизма, любви к Родине, готовности защищать ее до последней капли крови, гордости за принадлежность к самому современному и перспективному виду Вооруженных сил – военной авиации.
В 1953 году на должность старшего преподавателя кафедры прибыл Герой Советского Союза полярный летчик генерал-майор Г.П. Губанов, а с 1954 по 1969 г. он был начальником военной кафедры.
Г.П. Губанов прошел путь от рядового курсанта до генерал-майора авиации. В 1939 году за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Ныне его именем названы школа № 132 и одна из улиц города Самары, а на учебном корпусе военной кафедры установлена мемориальная доска. С 2008 года наша военная кафедра носит имя Г.П. Губанова.
Михаил Ковалев, по материалам сборника «Взлет»