федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Система стимулирования продолжает работать

Система стимулирования продолжает работать

Самарский университет

Самарский университет дополнительно поддерживает сотрудников, участвующих в продвижении вуза

сотруднику Достижения сотрудников бортжурнал Полет (газета) Гаврилов Андрей
24.03.2017 1970-01-01
В 2017 году продолжается выплата стимулирующих надбавок научно-педагогическим работникам (НПР) за достижения в научной и образовательной деятельности. Эти средства выделяются для поддержки сотрудников, которые берут дополнительные обязательства по выполнению общеуниверситетских показателей Программы повышения конкурентоспособности вуза. Однако в этом году система стимулирования претерпевает ряд изменений.
Система стимулирования труда НПР функционирует с 2013 года. Она появилась в Самарском государственном аэрокосмическом университете в качестве дополнения к другим видам стимулирования труда преподавателей – премиальным фондам кафедр, факультетов, ректора, выплатам по конкурсу молодых преподавателей, а также к возможности получения дополнительного дохода за выполнение хоздоговорных работ. Таким образом, сотрудники вуза могут получать доплаты к основному заработку сразу из нескольких источников.
В отличие от других форм материального поощрения эта система нацелена на поддержку тех преподавателей, работа которых ориентирована на выполнение Программы повышения конкурентоспособности университета. «За четыре года эта система показала свою эффективность, и мы продолжим последовательно работать в рамках ее условий», – отметил исполняющий обязанности проректора по учебной работе Андрей Гаврилов.
С 2013 года система постоянно совершенствуется – Положение по стимулированию обновляется ежегодно. Комиссия по стимулированию регулярно собирает и анализирует все предложения и пожелания, и раз в год ученый совет принимает новую редакцию Положения на следующий год. При этом корректируется как размер балльных оценок достижений по тем или иным показателям, так и сам перечень показателей, за выполнение которых и начисляются баллы.
С каждым годом все больше сотрудников вовлекается в реализацию проектов «дорожной карты», соответственно растет число участников системы стимулирования и количество баллов, представляемых в их анкетах. И, естественно, все больше тех, кто получает надбавки. Так, в 2015 году надбавки получали 314 преподавателей, в 2016 году – уже 445 преподавателей, а в 2017 году – 478 преподавателей.
После объединения СГАУ и СамГУ в Положение был внесен ряд изменений, учитывающих специфику социально-гуманитарных направлений подготовки. Один из примеров – повысилась ценность «ВАКовских» публикаций по ряду направлений научных исследований, в большей степени характерных для бывшего СамГУ. 
О том, что система работает, говорит тот факт, что ежегодно суммарное количество баллов в анкетах участников неуклонно увеличивается, то есть растут достижения участников. В 2015 году 314 человек заявили о 103 380 баллах, в прошлом году 445 преподавателей и научных работников набрали 167 875 баллов, а в 2017 году уже 478 работников получили надбавки в общей сложности за 208 495 баллов.
Основная масса преподавателей, подавших анкеты для участия в системе стимулирования, набрали от 100 до 500 баллов, но есть немало преподавателей, набравших свыше тысячи. А это основной индикатор повышения квалификации преподавателей.
В результате рост количества баллов, на которые претендуют сотрудники, ведет к постепенному снижению балльной «стоимости» показателей.
«Если три года назад опубликование статьи в индексируемом международными базами издании для многих сотрудников казалась труднодостижимым показателем, то сейчас публикации, индексируемые в Scopus и Web of Science Core Collection, нередко есть даже у аспирантов, не говоря уже об их руководителях. Это абсолютно нормальный процесс развития, и мы должны постепенно повышать себе планку, постепенно сдвигая фокус стимулирования в направлении уже не просто индексируемых изданий, а изданий с высоким уровнем значимости в академической среде, публикации в которых должны и оцениваться выше», – отмечает начальник центра развития публикационной деятельности Анастасия Буханько.
«Статьи, проиндексированные в Scopus или Web of Science Core Collection, учитываются за два предыдущих года. Причем если публикация выйдет в свет или проиндексируется позже, то ее учтут в следующем году: так, например, в 2018 году мы будем учитывать не только публикации 2016 и 2017 годов, но и неучтенные ранее публикации 2015 года. В результате из системы стимулирования не выпадают статьи, размещенные в серьезных научных журналах и прошедших весь, довольно длительный, период рецензирования. Кроме того, к публикациям в высокоцитируемых журналах, применяется еще и повышающий коэффициент – 1,25. Если автор у статьи один, то количество баллов за статью умножаем на повышающий коэффициент и на стоимость одного балла и получаем размер ежемесячной надбавки к зарплате преподавателя за одну такую статью», – пояснил особенности процедуры учета показателей начальник управления мониторинга научной и образовательной деятельности университета Леонид Шаблий.
С 2013 по 2016 год количество публикаций в журналах, входящих в базу данных Scopus, росло скачкообразно: 117, 344, 499, 767 соответственно. Такая же ситуация и по публикациям в изданиях, входящих в базы данных Web of Science Core Collection: 48, 101, 237, 367.
Конечно, необходимо учитывать, что после объединения вузов пришлось решать задачу выравнивания базовых условий оплаты труда на разных площадках и приведения их к единой тарифной сетке. Это потребовало перераспределения средств и изменения размеров стимулирующего фонда, что также повлияло на стоимость одного балла.
На различных встречах с коллективом руководство университета регулярно подчеркивает: система стимулирующих надбавок работает эффективно, и администрация вуза не намерена от нее отказываться.
Напротив, даже в сегодняшних жестких финансовых условиях руководство университета намерено всячески развивать различные формы материального стимулирования научно-педагогических работников. Сейчас изыскиваются средства для дополнительных (сверх установленных приказом) выплат участникам программы стимулирования во втором полугодии 2017 года. Администрация вуза подчеркивает: университет поддержит тех сотрудников, которые берут на себя дополнительные обязательства по выполнению общеуниверситетских показателей и их реализуют. Тот, кто напряженно и продуктивно работает, должен получать вознаграждение в соответствии с его вкладом в продвижение вуза.

Для справки
 
Претендентам на доплаты к зарплате по системе стимулирования надо набрать минимум баллов: ассистенту, преподавателю, старшему преподавателю – 50, доценту – 100, заведующему кафедрой, декану факультета, директору института – 175 баллов.
Баллы принесли достижения по каждому из 19 показателей:
Издание монографии или справочника
Публикация статей в журналах
Публикация материалов международных конференций в сборниках, индексированных в базах Web of Science Core Collection, Scopus
Выпуск учебника, в том числе электронного
Выпуск учебного пособия, в том числе электронного
Показатель цитируемости, рассчитываемый за последние полные пять календарных лет по совокупности публикаций, учтенных в базах данных Web of Science, Scopus
Индекс Хирша, рассчитываемый по совокупности публикаций, учтенных в базе данных РИНЦ
Подготовка кандидата наук из числа аспирантов или работников университета по основному месту работы в качестве научного руководителя
Присуждение ученой степени
Размещение массового открытого онлайн-курса (MOOC)
Реализация курса в рамках основных или дополнительных образовательных программ на иностранном языке, внедряемых совместно с ведущими вузами и научными организациями
Разработка и реализация новых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Привлечение внебюджетных НИР и ОКР, проектов по программам, грантам, реализуемым в университете
Направление от имени университета заявки на изобретение, полезную модель в соавторстве со студентами и ее регистрация в Роспатенте
Получение патента на изобретение, полезную модель или свидетельства о регистрации программ для ЭВМ
Заключение лицензионного договора об использовании изобретения, полезной модели или программы для ЭВМ, правообладателем патента на которые является университет
Подготовка студентов или аспирантов университета, победивших под руководством работника в конкурсах и соревнованиях международного уровня
Подготовка студентов или аспирантов университета, победивших под руководством работника в конкурсах и соревнованиях межгосударственного и всероссийского уровней
Подготовка студентов или аспирантов университета, занявших призовые места в спортивных соревнованиях (с присвоением мастера спорта и кандидата в мастера спорта)
Кроме того, предусмотрена возможность получения баллов за иные значимые достижения (в соответствии с п.3.8 и прим.13 Положения).
Более полную информацию о показателях стимулирования вы всегда можете найти в Положении о стимулировании труда НПР Самарского университета, размещенном на сайте университета. Новая редакция положения будет размещена там же после утверждения советом университета.