В XIX семинаре-конференции проекта "5-100", призванном укрепить конкурентные позиции российских университетов на глобальном рынке научно-образовательных услуг, принял участие директор стартап-центра Самарского университета Александр Грецков. Он рассказал о самарском опыте продвижения наукоемких технологий, а также о роли стартап-центра и почему студентам стоит туда обращаться.
– Александр, как стартап-центр участвует в реализации дорожной карты университета?
– Стартап-центр играет важную роль в развитии инновационного потенциала университета и коммерциализации научных разработок вуза. Особенно, тех разработок, которые придумывают и развивают студенты, аспиранты университета. Наша цель – довести до продукта научно-исследовательские разработки и помочь авторам организовать бизнес.
– Расскажите об истории возникновения стартап-центра.
– В 2014 году появился региональный центр инноваций – сообщество Startup Samara. Опыт, который это сообщество транслировало, был признан одним из лучших в России. И ректор Самарского университета пригласил команду в вуз. Так в университете появился Startup центр. Мы развиваем инновационную инфраструктуру вуза. Проводим мероприятия, на которых студенты, молодые ученые приобретают компетенции в сфере инновационного бизнеса.
– О каких конкретно компетенциях идет речь?
– Любой ученый отличается от инновационного менеджера тем, что хорошо разбирается в своем проекте, в научной его составляющей. А вот менеджер должен понимать, как этот проект продать, кому продать, как изменить проект, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов и потребителей. Так что у нас ребята узнают, как подготовить проект для инвестора, о бизнес-моделях, отрабатывают навыки презентации. Все наши мероприятия бесплатные. Мы рассказываем о том, каким образом создать бизнес, а также проводим экспертизу проектов и подготовку их авторов к встрече с инвесторами.
– А с кем сотрудничает стартап-центр?
– Со всеми институтами развития РФ, которые связаны с инновациями. Это и Российская венчурная компания, агентство стратегических инициатив, это Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), фонд содействия инновациям, фонд Сколково. Со всеми структурами у нас выстроены отличные взаимоотношения, и мы получаем массу выгод из данной коммуникации. Обращайтесь к нам за консультациями: какие гранты существуют, как подать заявку, как защитить проект… Стартап-центр помогает привлечь инвестиции, как грантовые, так и частные.
– Расскажите о планах развития стартап-центра.
– Сейчас в России реализуется национально-технологическая инициатива. Это стратегия по развитию проектов, которые будут востребованы к 2035 году. Наша основная задача – сформировать команды и подготовить проекты, которые были бы интересны национально-технологической инициативе.
Беседовал Николай Руденко (МИА "Самарский университет")