Фиона Хантер, заместитель директора Центра интернационализации высшего образования (Католический университет Святого Сердца, Италия) выступила экспертом форума проекта "5-100", который прошел 14-17 февраля в Самаре.
– Ваш модуль называется "Интернационализация высшего образования в XXI веке: опыт университетов США и Европы". С какими проблемами сталкиваются вузы на пути интернационализации, ведь мир сейчас становится более изоляционистским?
– Я думаю, здесь два аспекта. Во-первых, университеты часто лишь приблизительно понимают, что из себя представляет интернационализация. Многие из них сфокусированы на привлечении иностранных студентов и на рейтингах. Ведущие же вузы наглядно показывают, чего можно достичь с помощью интернационализации: они повышают качество образовательного процесса, исследований. Так что надо реально осознавать, что интернационализация становится значимой миссией институтов, охватывая гораздо более широкую сферу, помимо экономической и политической игры.
– На ваш взгляд, какое значение имеет проект "5-100" для осуществления интегрированного образования в России?
– Идея этого проекта не новая: мы видим много подобных примеров в других странах. Такие инициативы исходят из идеи позиционирования в мировых рейтингах своих университетов. Многие государства словно "проснулись" и осознали, что у их высшей школы есть возможности подняться в рейтингах высоко. Однако здесь кроется и опасность: не каждый вуз может быть на высоте, это приводит к разочарованию в своих способностях. А как мы можем развиваться, пока используем рейтинги как показатели того, ради чего существуем? Это опасно – видеть в рейтингах единственный показатель успеха. Считаю, что все проекты, которые вы представляете, чтобы совершенствовать себя, имеют большую ценность, потому что помогают нам думать вне рамок рейтингов.
– Сейчас в России идет реализация национального проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций". Как вы думаете, каково место университетов в создании инноваций?
– Университеты, по своему определению, являются создателями и распространителями знаний. Я думаю, что в современном мире попытка изменить наше представление об обществе и о проблемах, с которыми мы сталкиваемся, является вызовом для всех. Реальность такова, что настоящие нравственные проблемы мира – это глобальные проблемы человечества. И они будут решены только тогда, когда общество объединится. У университетов в этом вопросе не только важная роль, но и огромная ответственность. И, по-моему, они должны быть готовы к объединению. Для того чтобы это объединение произошло успешно, исследования, которые проводят университеты, должны пониматься не только как нечто научное, но и как знания, которые помогут решить реальные повседневные проблемы. Я думаю, что такие требования наглядно отразятся на деятельности вузов и они будут эволюционировать как институты, которые работают на благо общества.
– Какие, по вашему мнению, основные методы привлечения иностранных студентов в вузы для интегрированного образования?
– Методов привлечения иностранных студентов в университеты бесконечное множество. Одни вузы привлекают абитуриентов с помощью сайтов. Другие – сотрудничают со школами в других странах, с их выпускниками. Конечно, некоторые университеты находятся в более выгодной позиции, чем остальные. Вы можете работать с институтами, которые уже имеют всемирную известность. Также можно воспользоваться таким преимуществом, как популярность твоей страны. Причем это не всегда связано с профессиональными успехами вуза. Есть такие нюансы, как бренд университета и бренд страны, и это непременно играет роль.
Беседовала Альфия Шарифуллина (МИА "Самарский университет")
Фото: Екатерина Винокурова
Фото: Екатерина Винокурова