В этом убежден инженер НОЦ-402 ("Двигателестроение") Сергей Заика, непосредственный участник нескольких приемных кампаний Института двигателей и энергетических установок.
В этом году одно из развиваемых дирекцией института направлений подготовки стало лидером по среднему баллу ЕГЭ среди технических специальностей университета (81,3 балла).
В этом году одно из развиваемых дирекцией института направлений подготовки стало лидером по среднему баллу ЕГЭ среди технических специальностей университета (81,3 балла).
- Любой вуз стремится, чтобы средний балл ЕГЭ его абитуриентов становился с каждым годом выше: как показывает практика, первокурсник, набравший 190 баллов, способен учиться значительно лучше, чем его одногруппник со 140 баллами. В работе в этом направлении факультетам и институтам лучше надеяться на собственные силы, анализ трендов. Теперь абитуриенты гораздо грамотнее выбирают образовательный бренд. Более того, они сравнивают образовательные программы разных вузов.
И вообще, в приемной кампании на первом месте находится абитуриент, а не вуз. Вуз заинтересован в абитуриенте, а не наоборот. У абитуриента есть выбор, а вот вуз выбирать не может. Мне кажется, вуз, который ставит свой бренд выше абитуриентов, не достоин талантливых студентов.
ПРИНЦИП ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Профориентационная программа "по старинке" – пустая трата времени. Это не попытка кое-как заполнить часы на информационных стойках летом, принуждая к этому безынициативных студентов, которые и о своей-то специальности не все знают. Это также и не одна-две встречи в год, которые факультетам назначает приемная комиссия. Современная профориентационная работа состоит из двух этапов – встреч со школьниками в течение учебного года и летней приемной кампании.
СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО ПРИЕМА
1. Чтобы к вам пришел поступать один абитуриент, нужно встретиться хотя бы с десятью. Конечно, можно это делать и в школах, упирая на грамотную презентацию. Но эффективнее, если они сами к вам приедут. Увидят оборудование, посмотрят свои будущие аудитории, познакомятся с деканатом и узнают о специальностях. Отбить на данном этапе желание к вам поступать просто – нужно вывалить на школьников информацию, которая не отвечает на актуальные для них вопросы. А лучший способ нивелировать свой уникальный факультет – употреблять языковые штампы типа "готовим высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда". Какая специфика обучения, насколько лояльны преподаватели, насколько сложно учиться и, самое главное, что нынешний школьник сможет реально делать через 4 года, – вот что интересно будущим студентам.
2. Когда мы презентуем свой институт, показывая проекты и лабораторные работы, которые выполняют студенты 2-4 курсов, школьники пугаются. Поэтому мы делим их на группы по 10 человек и проводим в разных лабораториях мастер-классы. 20 минут они что-то чертят, еще 20 составляют технологический процесс, затем что-то моделируют и выполняют прочностной расчет. Таким образом, за полтора часа они пробуют себя в трех-четырех программных продуктах и получают представление о специфике данного направления подготовки. А самое главное, школьники осознают, что способны через год-другой выполнять проекты, приступить к которым еще час назад им казалось совершенно нереальным. И это переломный момент: гости начинают ассоциировать себя с вашим факультетом. Но осознанный отказ школьника от поступления на это направление – тоже положительный результат, который позволяет избежать разочарования в течение учебного года.
3. Абитуриент выбирает вуз, опираясь на его узнаваемость, он выбирает бренд. Нужно раскрыться перед абитуриентами, пропустить через себя 300-400 человек, чтобы они мечтали поступить именно к вам. Показать, что будет делать студент, какие приобретет компетенции, кем пойдет работать и сколько будет получать. Яркий пример эффективности такого подхода – наша совместная работа с Самарским международным аэрокосмическим лицеем. Обычно оттуда к нам поступали всего несколько человек, а в этом году, после того как мы провели презентацию и мастер-классы, нас выбрали 19 человек – почти 10 процентов от общего числа наших абитуриентов!
4. Приемная кампания – период большого стресса для абитуриентов и их родителей, поэтому нужно делать все, чтобы им было спокойнее и комфортнее контактировать с вузом. У нас за информационной стойкой специально подготовленный представитель института рассказывает обо всех образовательных направлениях. И если абитуриент каким-то из них заинтересовался, для него без промедления организуется индивидуальная экскурсия.
5. Абитуриентам из других регионов мы не только рассказываем об институте, но и объясняем, где посмотреть наши видеопрезентации, информируем их, как лучше до нас добраться, где остановиться переночевать.
6. Самым главным своим достижением мы считаем благодарность и хорошую успеваемость первокурсников, которые осознанно выбрали наш вуз и потому учатся с удовольствием.
Сергей Заика