Изучение германского опыта происходило в рамках недавно завершившегося семинара по межкультурному дизайну, организованного на немецком отделении филфака социально-гуманитарного института Самарского университета в партнерстве с Баварским университетом (ФРГ, Вюрцбург) и со Штутгартской Высшей школой медиа-средств (ВШМ). "Их традиции восходят к доинтернетовским временам расцвета германской университетской прессы, - отметил заведующий кафедрой немецкой филологии, профессор Сергей Дубинин. - Изучение опыта этих изданий важно для нас как стимул для наполнения образовательных программ и генерирования научных инициатив в сфере медиа".
- Какова проблематика семинара по межкультурному дизайну?
- Этот семинар проводится для наших германистов и студентов-дизайнеров третьего курса ВМШ четвертый год. В его рамках студенты занимаются критическим анализом интеркультурных немецко-русских стереотипов, уделяя особое внимание их отображению в различных медиа и в рекламных продуктах.
- Что при этом является предметом анализа?
- Вузовская медиа-среда (в частности, реклама образовательных услуг и информация, выложенная на интернет-сайтах) позволяет выделить специфику вербализации и дизайна, а также обнаружить искажения, которые возникают у носителей другой лингвокультуры при восприятии исходных медиа-продуктов.
- Каковы наиболее очевидные особенности медиа немецких вузов-партнеров Самарского университета.
- К примеру, в Баварском университете, одном из старейших в Германии (он основан в 1402 году), функционирует целый набор медиа-изданий разного объема и периодичности в интернет-представлении. Важнейшим из них является формируемый пресс-центром еженедельник EinBlick, построенный как дайджест вузовских новостей, статистических данных, а также различных инициатив. Его можно получить по веб-подписке.
Ежеквартальное издание Campus Magazin содержит красочно представленную, многоаспектную, актуальную информацию о специальностях и проектах, об ученых, о подразделениях вуза и др. Это издание курируется крупнейшей региональной газетой Main Post.
Ежегодники - журналы для школьников и учителей Uni Zeit, Schüler Uni и Blick содержат ключевую информацию для поступающих, ученых и всех заинтересованных лиц.
Кроме того, в медиа-пространстве университета размещены онлайн-буклеты "Учеба и проживание" и JMJ Times, газета научной библиотеки UB Info, онлайн-календари, информационные брошюры различного содержания на разных языках. Интерфейс печатного вида обеспечивает узнаваемость этих медиа-продуктов, а их печатный вариант можно получить в информационных холлах ректората и факультетов, а также в службах сопровождения учебного процесса и на Днях абитуриента. Традиционность визуальной формы продукта – черта немецкого образовательного дискурса.
- Почему университетский Campus Magazin курируется местной газетой Main Post?
- Вюрцбургский университет является своеобразным монополистом в образовательном пространстве северо-запада Баварии, наукоградом и крупным работодателем. Неудивительно, что его пресс-служба связана с региональной прессой и способствует формированию имиджа провинции Нижняя Франкония, столицей которой является Вюрцбург. Среди университетских преподавателей-филологов немало сотрудников медиа-холдинга Main Post.
- А в чем своеобразие медиа-среды ВМШ?
- Главная ее особенность – инновационность (старопечатная форма тут редкость). Скорей всего, это объясняется историческим возрастом вуза (всего несколько десятилетий). Важнейшим и единственным является ежемесячное издание новостного формата HdM-Newsletter, рассылаемое по подписке. Правда, востребованность такого рода медиа-ресурсов сокращается. Один из ресурсов вузовского сайта по заявке осуществляет рассылку информации, актуальной для учебы и работы, делает отсылки к нужным архиваторам внутривузовской текстовой и видео-информации. Роль пресс-центра вуза при этом выполняет виртуальный медиа-представитель, который хронологически представляет все публикации в прессе о ВМШ.
- Как организована работа сайта ВМШ?
- Его курируют один из проректоров, а также отдел вузовской коммуникации, где волонтерами являются студенты соответствующей специальности. Важной особенностью данного ресурса является возможность организовывать онлайн-семинары. Перед началом такого семинара его руководитель от ВМШ открывает блог, в котором студенты-участники могут пошагово выкладывают свои материалы, формировать меню "Обсуждение и критика", задавать вопросы и выставлять итоговые презентации. Преподаватель контролирует посещение блога, присылает задания, оценивает их и оповещает о степени готовности зачетной формы. На итоговых заседаниях участники семинара могут общаться по скайпу. Материалы семинара обычно архивируются для последующего анализа.
- Что из почерпнутого опыта Вы рекомендуете перенести на медиа-среду Самарского университета?
- К примеру, выпускающие кафедры, имеющие зарубежных партнеров, могли бы практиковать онлайн-семинары с зачетной формой, создавая тем самым содержательную и технологическую базу для совместных образовательных программ.