федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Смысл "Чёрного квадрата"

Смысл "Чёрного квадрата"

Самарский университет

Завершился проект "Коды абстрактного космоса"

бортжурнал Лекции
20.05.2016 1970-01-01
В рамках программы "Улица как музей, музей как улица", посвящённой взаимодействию искусства и городской среды, с 11 апреля по 11 мая в Самаре состоялся проект Государственного центра современного искусства «Коды абстрактного космоса». Вдохновляясь замечательными датами - 55-летием со дня первого полёта в космос Юрия Гагарина и 150-летием со дня рождения Василия Кандинского, кураторы объединили великие достижения XX века в живописи и кино, музыке и поэзии, привлекая зрителей к переосмыслению мирового наследия. 
 
Одной из составляющих проекта стали лекции о знаменитых мастерах прошлого века. Елена Богатырёва, доцент кафедры философии и истории, прочитала, по сути, введение в русское абстрактное искусство начала ХХ века, пояснив, каким духовным запросам и начинаниям отвечало обращение к новому языку художников, поэтов, музыкантов "русского авангарда", а также рассказала о том, какие перевороты в науке, мировоззрении, обществе способствовали поиску нового мирочувствования. 
 
Свою первую лекцию Елена Богатырёва посвятила общему «духовному коду» искусства, который назвала "звучащей абстракцией" у композитора Александра Скрябина и художника Василия Кандинского. В лекции была и концертная часть, в которой приняли участие студенты Самарского музыкального училища. Они исполнили Вторую сонату, прелюдии, этюды раннего и среднего периода творчества Скрябина. 10 мая лектор сосредоточил внимание студентов на супрематизме Казимира Малевича и зауми Велимира Хлебникова, на опыте обнуления языка живописного и поэтического искусства. 
 
Знаменитая картина "Чёрный квадрат" - самая известная работа Малевича. Художник делал декорации к опере "Победа над солнцем", на заднике которых нарисовал квадрат, он и открыл ему смысл и назначение искусства. Написав "Чёрный квадрат", Малевич долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Действительно, если посмотреть на эту картину, то под трещинами видны нижние красочные слои – по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная чёрным цветом. Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне чёрный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: картина русского художника Казимира Малевича, созданная ещё в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи. В ней находят нечто сакральное, некий миф и символ русского авангарда. 
 
Художник впоследствии много думал о чёрном квадрате, писал теоретические работы, связывал его с космическим сознанием и был уверен, что "Чёрный квадрат" – это вершина эволюции идеи самого искусства, освобождённого от какого-либо утилитаризма и обретшего своё чистое художественное состояние. Квадрат стал излюбленной формой Малевича, помимо чёрного он пишет красный, белый на белом фоне. Квадрат идентифицировался им с основой картины и мыслился как результат одного из простейших и известных издревле геометрических актов – ограничения, о чём свидетельствует латинское название (по лат. quadrum означает "квадрат" и "рама"). 
 
Само «нулевое» состояние живописи в культуре его времени опознавалось им в плоскостности и органиченности рамой, чему он придавал символическое значение. Малевич отчасти совпадает здесь с Кандинским, утверждая, что человек в своём развитии проходит ряд стадий, которые можно представить в виде геометрических форм. И абстракция как язык нового искусства, сообщающий ему новое звучание, способствовала очищению искусства ото всего того, что им не являлось. Подобные процессы происходили и в музыке, и в поэзии. Скрябин и Хлебников здесь выбраны не случайно. Александр Скрябин, как известно, был одержим замыслом грандиозной Мистерии, которая должна была способствовать преображению всего человечества. У Хлебникова мы находим идею, что подражание поэта тому, как первый человек называл вещи (собственно, это и есть заумь) ведёт к автоматическому оживлению всех жизненных и мыслительных процессов, так что заумное слово футуристов содержит в себе огромный творческий потенциал. Если добавить к этому, интерес Хлебникова к славянизмам и запрет на использование иностранных слов, то "футуристическая" речь оказывалась вполне "архаической".

Хлебникова, как и других русских футуристов, отличал интерес к древним моделям культуры и поведения, который лектор интерпретировал как особенность именно русского футуризма. В этом выразилось его неприятие настоящего состояния культуры, но и усмотрение динамической связи между прошлым и будущим. Эмблемой такого смешения стали ещё и орфографические аномалии, а также общее оформление текста, где встречаются разные стили письма.
 
Многие не понимают смысл русского футуризма и авангардизма лишь потому, что его образы как бы замкнуты в себе, не отсылают ни к каким внешним предметам и требуют активизации внутреннего прочтения. Произведения искусства здесь проводники из мира чувственных событий в мир нового духовного (абстрактного) опыта. Обнуление искусства проводится не с целью самовыражения художника, но с тем, чтобы вернуть искусству его собственное назначение – творить вещи заново, выводить человека из автоматизма восприятия предмета, слова и образа. 
 
Для настройки нового видения художнику XX века важно было сломать у зрителя привычку находить на картинах знакомые предметы, чтобы сознание выхватывало отдельные элементы, фигуры, цифры. Это делается намеренно, чтобы увести от прямолинейного чтения. Дело здесь не в нашем "нравится, или не нравится". Искусство потому и "будущего", что формирует здесь своего зрителя, а не ищет его готового. Так что дело за малым, понять, какие пути в будущее здесь открываются, на какой "зов современности" откликаются деятели искусства.
 
Алла Венцова