Самарский государственный аэрокосмический университет (национальный исследовательский университет) входит в мощный авиационно-космический кластер России. Ректор Евгений Шахматов рассказал о том, кого, как и к чему готовят в этом вузе.
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва принял активное участие в «Навигаторе образовательных кластеров», опубликованном РИА Новости. Ректор Евгений Шахматов рассказал корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой, как вуз готовит студентов к работе в аэрокосмической области.
- В октябре два университета — СГАУ и СамГУ – объединились в один мощный научно-образовательный кластер. Почему принято такое решение?
— Реформа высшего образования России предполагает, что в ближайшие годы на месте 3 тысяч нынешних высших учебных заведений будет выстроена своеобразная пирамида во главе с 50 ведущими вузами международного и национального уровня. Объединение вузов позволит нам сохранить лидирующие позиции в новой структуре.
За объединённым университетом сохраняется статус национального исследовательского университета и присутствие в «Проекте 5-100». При слиянии фундаментального направления подготовки (государственный университет) с прикладным (аэрокосмический университет) чётко виден эффект синергии — получается симбиоз физико-математического, технического и гуманитарного направлений. С одной стороны, это расширяет диапазон направлений подготовки объединённого университета, с другой – повышает узнаваемость в мире.
За объединённым университетом сохраняется статус национального исследовательского университета и присутствие в «Проекте 5-100». При слиянии фундаментального направления подготовки (государственный университет) с прикладным (аэрокосмический университет) чётко виден эффект синергии — получается симбиоз физико-математического, технического и гуманитарного направлений. С одной стороны, это расширяет диапазон направлений подготовки объединённого университета, с другой – повышает узнаваемость в мире.
Согласно нашей дорожной карте, к 2020 году мы должны войти в первую сотню лучших мировых высших учебных заведений. Кроме того, СГАУ и СамГУ близки друг другу по уровням баллов ЕГЭ бюджетных абитуриентов. Мы близки даже территориально: наши кампусы объединены Ботаническим садом.
- В каком направлении в последние годы меняется система подготовки специалистов?
— Главный принцип, которым руководствуемся, — обучение через исследования. Получение знаний в практической работе является ключевым моментом, краеугольным камнем нашей программы. Мы переходим на снижение аудиторной нагрузки, увеличивая долю исследовательской работы.
Нам нужно стремиться к системе, когда преподаватель читает блок установочных лекций, а все остальное студенты постигают в работе над проектами — спутниками, двигателями, исследовательской аппаратурой или реальной компьютерной программой. Такой подход позволяет повышать квалификацию и самих преподавателей, ведь в рамках реального проекта всегда возникают нестандартные вопросы, ответы на которые приходится искать всем вместе.
Нам нужно стремиться к системе, когда преподаватель читает блок установочных лекций, а все остальное студенты постигают в работе над проектами — спутниками, двигателями, исследовательской аппаратурой или реальной компьютерной программой. Такой подход позволяет повышать квалификацию и самих преподавателей, ведь в рамках реального проекта всегда возникают нестандартные вопросы, ответы на которые приходится искать всем вместе.
Например, мы сейчас учим студентов создавать так называемый «виртуальный двигатель». На его базе можно провести все предварительные испытания, довести до совершенства, а потом уже в «цифре» отдавать на изготовление. На выходе получаются специалисты комплексного плана. Они знают, как моделировать, проектировать и создавать двигатель в комплексе, а не отдельные его узлы. Такой подготовки нет ни в одном университете. Ради этих знаний к нам приезжают студенты из Германии и других стран.
- Как реализуется взаимодействие вуза с работодателями Самарской области, где довольно мощный авиационно-космический кластер?
— Принцип «обучение через исследования» реализуем, в том числе, с РКЦ «Прогресс» и с ОАО «Кузнецов». Речь идёт о работе над конкретными производственными проектами этих предприятий: будь то разработка нового газотурбинного двигателя или создание малого космического аппарата «Аист». У этих проектов чёткие сроки: мы отчитываемся перед предприятиями, а предприятия — перед министерством, которое выделяет деньги на эти проекты. Отличная схема, она дисциплинирует всех.
Другая схема взаимодействия с предприятиями — подготовка кадров. Мы сотрудничаем с целым рядом российских и зарубежных компаний, имеющих представительство у нас в стране, по двум основным формам: целевой набор по существующим основным программам подготовки и организация целевых программ под задачи конкретного предприятия на договорной основе.
Целевой договор будущий студент заключает как с вузом, так и с выбранным предприятием. Минобрнауки России оплачивает обучение этого студента с целью дальнейшего трудоустройства на конкретном предприятии.
Кроме того, есть целевая специализированная подготовка. По запросу работодателей специалисты вуза разрабатывают программу обучения под конкретные задачи, а предприятие дополнительно оплачивает подготовку специалиста. Здесь появляются индивидуальные учебные траектории. Чаще всего такие программы разрабатываются на уровне специалитета, магистратуры и аспирантуры.
- В чём вы видите конкретную пользу от непрерывности образования?
— Если человек во время учёбы решает задачи, стоящие перед предприятием, он приходит на производство адаптированным. Потом предприятие заказывает СГАУ подготовку магистров и аспирантов. Такая система налажена, например, с РКЦ «Прогресс». Авиационно-космическая отрасль нуждается в грамотных топ-менеджерах. Наш институт двигателестроения и энергетических установок как раз готовит выпускников по специализации «инженер-организатор производства».
Недавно семь выпускников уехали работать в Рыбинск. Через три года один из них — Роман Диденко возглавил конструкторский отдел систем инженерного анализа службы генерального конструктора в НПО «Сатурн», другой — Евгений Ефимов — стал главным конструктором. Представляете себе, три года — и главный конструктор! Думаю, что здесь сработал сплав инженерных знаний, знаний по организации производства и личных лидерских качеств. Мы планируем масштабно заниматься «штучной» подготовкой таких специалистов по заказам предприятий.
- Не могли бы вы рассказать про какого-нибудь выпускника, который, будучи ещё студентом, чётко понимал, где и над чем он будет работать сразу после окончания вуза?
— Наши выпускники возглавляют многие отечественные предприятия аэрокосмической и двигателестроительной отрасли. Если говорить о зарубежных студентах, то несколько лет назад факультет инженеров воздушного транспорта СГАУ закончил Викториен Лома из Камеруна. Будучи студентом, Викториен от имени своего государства провёл переговоры с авиастроительным заводом «Авиакор» о поставке в Камерун трёх самолётов Ан-140.
После окончания СГАУ он уехал в Канаду (в Монреале есть мощный аэрокосмический кластер), где прошёл серьёзнейший отбор и поступил на работу конструктором в широко известный самолётостроительный концерн Бомбардье. Сейчас он руководит окончательной сборкой крыла самолёта. Таких примеров у нас много: большинство наших студентов нацелены делать карьеру именно в аэрокосмической отрасли.
- Сколько у вуза базовых кафедр и лабораторий?
— Две базовые кафедры: кафедра космического машиностроения, действующая в тесном контакте с РКЦ «Прогресс», и кафедра инновационного менеджмента, созданная совместно с министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Но у нас появился и новый перспективный вариант обучения – сетевой. Такая форма подготовки использует самые разные интеллектуальные ресурсы, включая библиотеки, лабораторное оборудование, квалифицированных специалистов, которые ведут занятия, практики и выпускные квалификационные работы.
- Отслеживаете ли вы инновации в аэрокосмической отрасли?
— Это происходит в рамках проведения научно-исследовательских работ по заказам предприятий, но находит своё отражение и в образовательных планах. По инициативе вуза в образовательную программу включаются специализирующие модули. Образовательные программы гарантируют получение студентом базового пакета компетенций, а вот тем компетенциям, которые нужны «сверх», обучают как раз эти модули.
Например, отечественные авиационные предприятия внедряют бесстапельную сборку с помощью лазерных нивелиров. Было бы странно продолжать обучать студентов на стапелях. Разрабатывая такие модули, университет все делает за свой счёт в надежде, что предприятие, оценив качество подготовки выпускников, закажет целевую специализированную подготовку.
- Какие, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребованные узкие специальности, связанные с аэрокосмической отраслью?
— Это зависит от развития отраслей экономики и потребностей предприятий. В 2015 году наибольшее количество абитуриентов зачислено на факультет информатики, в институт авиационной техники, а также в институт электроники и приборостроения. Среди наиболее востребованных специальностей: информационная безопасность автоматизированных систем, фундаментальная информатика и информационные технологии, проектирование, производство ракет и ракетно-космических комплексов, а также автоматизация технологических процессов и производств.
- А какие направления вы считаете наиболее перспективными?
— Когда подавали заявку на участие в «Проекте 5-100», безусловно, мы опирались на собственные достижения и конкурентные преимущества. Это разработки в области космического машиностроения, двигателестроения, виброизоляции, компьютерной оптики и в других направлениях, которые появились как «закрытые» авиационные и космические технологии. Сейчас они получают более широкое распространение в здравоохранении, машиностроении, наноиндустрии, IT и других гражданских отраслях. В плане их технологической уникальности и потенциала эти достижения соответствуют мировому уровню.
Источник: «РИА Новости»