В 2016 году объединённый самарский университет, о создании которого сейчас так много говорят, примет первых студентов. О том, что сейчас для этого делается, нам рассказал ректор Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета) Евгений Владимирович Шахматов.
– Евгений Владимирович, какова стратегия вхождения СГАУ и СамГУ в объединённый университет?
– Стратегическая задача – создать трудоспособный коллектив, соответствующий требованиям конкурентоспособности по тем направлениям науки и образования, которые мы должны вывести на мировой уровень. На первый взгляд, эта задача кажется амбициозной и недостижимой, но мы третий год работаем с российскими вузами, которые входят в топ-15, и понимаем: если не ставить амбициозных задач, можно остановиться в своём развитии. Наша цель – объединить ресурсы сектора фундаментальных, гуманитарных наук с сектором прикладных наук и таких направлений, которые связаны с реальным сектором экономики, и получить синергетику от такого объединения. Задача и СГАУ, и СамГУ – подготовить конкурентоспособные проекты по науке, которые могут участвовать и побеждать в различных конкурсах.
– В чём, на ваш взгляд, преимущество объединения двух самарских вузов?
– Главное преимущество состоит в том, что у нас есть поддержка губернатора и правительства Самарской области. Мы видим направления и перспективы развития, которые могут вывести Самару на уровень регионального центра науки и образования и даже на уровень всероссийского научно-образовательного центра. Предпосылки для этого есть. Так, в марте 2015 года в Томске на защите дорожной карты СГАУ на 2013-2020 годы в Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров во главе с министром Дмитрием Викторовичем Ливановым, созданном Правительством России, президент Университета штата Аризона Майкл Кроу, характеризуя представленную нашим вузом программу, сказал: «Вы ставите амбициозные задачи. И если этим путём будете так же активно идти, вы станете одним из ведущих научно-образовательных центров в мире. И даже сможете опередить лидирующие американские центры».
– Евгений Владимирович, у нас в госуниверситете много гуманитарных факультетов, и народ переживает. Цитирую одного из деканов буквально: «А нужны ли мы в аэрокосмическом университете?» Что бы вы могли сказать по этому поводу?
– Не знаю, почему народ переживает.
– Тогда, думаю, здесь уместно будет сказать, что при этом большинство членов учёного совета СамГУ проголосовали за объединение на основе СГАУ.
– Главная задача – сохранить статус национального исследовательского университета. Другого решения вопроса объединения, кроме вхождения в структуру СГАУ, имеющего статус национального исследовательского университета, нет.
– Что это даёт?
– Категория национально-исследовательских университетов прописана в законе «Об образовании». Если вместе с гуманитариями подтверждаем свой статус, то так называемое подушевое финансирование на каждого студента в национальном исследовательском университете в этом году идёт с коэффициентом 1,2 по отношению к остальным университетам. А в 2016 году в той концепции, которую Минобрнауки России утвердило в Правительстве РФ, коэффициент предполагается 1,6. При этом разделения на гуманитариев и технарей нет.
В национальном исследовательском университете финансирование всех направлений подготовки, в том числе и гуманитарных, пойдёт совершенно с другим коэффициентом. Никакие направления подготовки закрываться не будут. При этом если сохраняем все направления, то должны подтверждать их уровень. А уровень подтверждается баллами ЕГЭ поступающих к нам абитуриентов. Если эти баллы выше установленных государством, значит будем получать хорошее финансирование.
При всех проблемах, возникающих в процессе объединения, мы должны понимать, что у нас в программе записано: средний балл ЕГЭ будет расти ежегодно. В 2020 году он должен быть не ниже 77. В текущем году СГАУ планирует выйти на средний балл ЕГЭ не ниже 72. Желательно, чтобы и в госуниверситете в этом году приём осуществлялся с высокими баллами.
У нас есть возможность приглашать для работы в университет учёных с мировым именем, например, таких, как академик РАН Евгений Николаевич Каблов. Сейчас он в Самаре и готов прочитать установочные лекции по материаловедению, которые в России мало кто, кроме него, может прочитать. Хочу сказать о нобелевском лауреате Жоресе Ивановиче Алфёрове, который физику любит больше всего. Но это человек абсолютно гуманитарного склада, и на первом месте у него общечеловеческие ценности, которые помогают выстроить правильную политику в стране. С трибуны Госдумы он отстаивает именно социально-гуманитарную составляющую развития нашего общества. Мы должны знать свою историю, культуру, литературу, родной язык, без которого не сможем овладеть иностранными языками. Поэтому для гуманитариев большое поле деятельности. Более того, могу сказать, что стоит трудная задача: до 2020 года 90 процентов педагогических работников должны владеть английским языком свободно. Какое поле деятельности и для ваших кафедр, обучающих иностранным языкам, и для наших! Боюсь, что и их не хватит, чтобы решить эту проблему.
У нас есть возможность приглашать для работы в университет учёных с мировым именем, например, таких, как академик РАН Евгений Николаевич Каблов. Сейчас он в Самаре и готов прочитать установочные лекции по материаловедению, которые в России мало кто, кроме него, может прочитать. Хочу сказать о нобелевском лауреате Жоресе Ивановиче Алфёрове, который физику любит больше всего. Но это человек абсолютно гуманитарного склада, и на первом месте у него общечеловеческие ценности, которые помогают выстроить правильную политику в стране. С трибуны Госдумы он отстаивает именно социально-гуманитарную составляющую развития нашего общества. Мы должны знать свою историю, культуру, литературу, родной язык, без которого не сможем овладеть иностранными языками. Поэтому для гуманитариев большое поле деятельности. Более того, могу сказать, что стоит трудная задача: до 2020 года 90 процентов педагогических работников должны владеть английским языком свободно. Какое поле деятельности и для ваших кафедр, обучающих иностранным языкам, и для наших! Боюсь, что и их не хватит, чтобы решить эту проблему.
– Что нужно, чтобы профессора и преподаватели госуниверситета сориентировались и смогли найти свою нишу в научно-образовательном процессе объединённого университета уже сейчас?
– Нужно, чтобы все прочитали дорожную карту СГАУ на 2013-2020 годы. Она есть на сайте СГАУ. В нашей программе развития много направлений и мероприятий. Предлагаю посмотреть, определиться, найти свою нишу, участвовать, взять на себя определённые обязательства по решению тех или иных задач. За этим последует дополнительное финансирование из той программы, которой мы уже занимаемся. Плюс дополнительные проекты. Со слов научного руководителя Российского гуманитарного научного фонда Владимира Николаевича Фридлянова, почётного доктора СГАУ, в этот фонд заявок из Самары почти нет. Давайте создавать условия, которые будут привлекательны для научно-педагогических работников, студентов и для тех абитуриентов и школьников, которых мы будем учить.
– Когда начнётся первый учебный год в объединённом университете?
– В 2016 году.
– Евгений Владимирович, сейчас, как я предполагаю, мы находимся на первом этапе формирования объединённого университета, когда в соответствии с известным приказом Министерства науки и образования Российской Федерации о реорганизации СГАУ и СамГУ началась юридическая процедура присоединения СамГУ к СГАУ. Какое название лично вы предложите для объединённого вуза?
– Мы с коллегами обсуждали и продолжаем обсуждать то, как будет называться объединённый университет. Государственных вузов в России более двухсот, национальных исследовательских университетов – 29, аэрокосмических – два вуза осталось. И отказываться в наименовании от слова «аэрокосмический» (ранее – «авиационный») нам нелегко: именно этому вузу за большие трудовые достижения Постановлением Правительства было присвоено имя академика С.П. Королёва, именно этот вуз был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Несмотря на кажущуюся узкопрофильность нашего вуза, у нас сейчас более 50 направлений и специальностей подготовки (для сравнения: в советское время было 12 специальностей). Наше предложение по названию объединённого университета: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва.
Источник: сайт СамГУ
Источник: сайт СамГУ