Сейчас, как никогда остро стоит задача активизации публикационной активности сотрудников нашего университета. Несмотря на то что за год она выросла в три раза – до 300 статей в журналах, индексируемых базами данных Scopus и Web of Science, этого для уверенного продвижения в мировых рейтингах недостаточно.
О мерах по повышению публикационной активности газете рассказал проректор по науке и инновациям СГАУ Андрей Прокофьев.
- Андрей Брониславович, казалось бы, увеличение публикаций в журналах базы данных Scopus значительно. Мы даже показатели дорожной карты выполнили в прошлом году… Можно себя поздравить?
- Пока рано. В 2014 году мы продемонстрировали замечательную динамику. И надо приложить все усилия, чтобы не только сохранить в 2015 году число публикаций наших научно-педагогических работников (НПР), но и значительно их увеличить. Если мы проанализируем показатели нашей публикационной активности в рамках вузов Самарской области – то здесь мы явные лидеры. А вот по показателям публикационной активности в рамках программы «5-100», мы находимся на 12 месте из 15 возможных! Конечно, справедливо будет отметить, что по сравнению с 2013 годом мы поднялись на пару ступенек, то есть продемонстрировали положительную динамику даже относительно вузов программы «5-100». Но надо подниматься выше. И нам это по силам. Чтобы подняться на одну — две позиции среди вузов программы «5-100», надо увеличить количество публикаций всего на 10 процентов! И потенциал есть: за год мы увеличили количество международных публикаций в три раза (со 114 в 2013 году до 300 в 2014)! И надо отметить, что по числу цитируемости мы на 10-м месте среди вузов программы «5-100». А это значит, что наши публикации качественные.
- Как мы этого добились?
- Почему у нас было мало публикаций в изданиях Scopus и Web of Science раньше? Потому что мы не ставили перед собой такую задачу. Долгое время мы считали, что публиковаться по нашей тематике в зарубежных журналах не очень рекомендуется. И отчасти это так. Но, как я уже сказал, потенциал у нас есть. И в 2014 году часть его мы реализовали, сосредоточившись на задаче повышения публикаций. На это были направлены, в том числе, и средства программы повышения конкурентоспособности.
Так, мы разработали положение о стимулировании труда профессорско-преподавательского состава, которое позволило выплачивать заметные надбавки за публикации, индексируемые в базах данных Scopus и Web of Science.
Также была проведена большая работа с молодёжью. В первую очередь учредили гранты, средства которых можно использовать на публикацию своих исследований, а также на участие в международных конференциях с публикацией своего доклада. Последнее особенно важно, так как если ты подаёшь статью на международную конференцию мирового уровня, но сам туда не едешь, она опубликована, как правило, не будет.
Однако показатели публикационной активности могли бы быть в разы больше. По результатам проделанного анализа в 2014 году статьи в указанных выше изданиях опубликовали лишь около трети НПР СГАУ. А если бы публиковались все?
- Что нужно сделать, чтобы увеличить эти показатели?
- Чтобы нарастить публикационную активность, мы реализуем сразу несколько мероприятий. Это и совместные научные исследования, и кадровая политика, и даже работа над причинами психологического характера.
- То есть причин низкой публикационной активности несколько?
- Да. Например, языковой барьер. Если автор хочет, чтобы его цитировали иностранцы, он должен писать статью сразу на английском языке. Дело в том, что даже профессиональные переводчики не смогут правильно перевести все термины. Исходя из собственного опыта, могу утверждать, что если писать статью сразу на английском языке, времени на неё уходит значительно меньше, чем переводить с русского. Так что мы сейчас решаем задачу повышения уровня языковой подготовки преподавателей и научных сотрудников университета. Я считаю, что мы пока слабо движемся в этом направлении. Да, работа идёт, но учитывая задачи, которые перед нами стоят, её надо активизировать.
Нужно учитывать и психологический барьер. Сделать первый шаг и отдать свою публикацию за рубеж – очень сложно. «Не примут!», «Не поймут!», «Живут другими мерками». К сожалению, наши учёные не верят в свои силы.
Конечно, сложно опубликовать статью в Scopus, Web of Science преподавателям кафедры физвоспитания, кафедр гуманитарного цикла. Их журналов мало и в других международных базах данных. Технарям трудно пробиться в Web of Science. Эта база «заточена» на естественно-научные дисциплины: химию, физику, биологию. Scopus – база данных, более широкая по тематике входящих в неё журналов. В основном именно там мы и показываем свою динамику.
- Мне кажется, эти проблемы в какой-то мере может снять публикация в журналах университета, индексированных в международных базах данных?
- У нас пока только один журнал в базе данных Scopus - «Компьютерная оптика». Ставим перед собой задачу, чтобы этот журнал попал в Web of Science.
- А есть ещё журналы, которые могут претендовать на вхождение в Web of Science или Scopus?
- Прежде чем журнал попадает в базу данных Scopus, он должен отвечать ряду требований. Так, среди авторов его статей не менее трети должны представлять другие организации, причём приветствуется широкая география авторов. Журнал должен выходить периодически и стабильно в течение как минимум полутора лет. В редколлегии - значимые научные работники, опять же интернационального характера. Учитывая эти и другие ограничители, мы в 2014 году создали два журнала и начали их подготовку к вхождению в базу данных Scopus. Один из таких журналов – по направлению «биомедицинские и биотехнические системы» (англоязычный online журнал «Journal of Biomedical Photonics & Engineering»), второй – по направлению «динамика и акустика машин» (Online журнал «Динамика и виброакустика» (Journal of Dynamics and Vibroacoustics). Они начали жизнь в 2014 году и обязаны ритмично выходить в 2015 году, тогда в 2016-2017 годах у них появится шанс войти в Scopus. Но наверное, этого будет мало. Мы рассматриваем возможность начать подготовку ещё ряда журналов уже в 2015 году. Одним из ограничений вхождения в базу данных Scopus является узкая направленность журнала. Так что наш «Вестник СГАУ» пришлось бы серьёзно «обрезать» по направлениям. Но он нам нужен в том виде, в каком он существует сейчас: он входит в базу данных ВАК и в нём публикуются аспиранты, что необходимо для защиты диссертации.
- Мне кажется, что одна из проблем с публикациям заключается в большой загруженности профессоров учебной работой.
- Если человек перегружен преподавательской деятельностью, у него нет времени не то что писать статьи, но и заниматься научной работой в принципе. Эта проблема существует. Многие сотрудники, успешно занимающиеся научной работой, сознательно идут на то, что берут неполную ставку как преподаватели.
- А как идёт перераспределение нагрузки с аудиторной на самостоятельную в масштабах университета?
- Вопрос такой стоит. Но тут, главное, не увлечься. Студенты должны работать с преподавателем.
- В зарубежных вузах есть люди, которые занимаются административной работой, помогают профессорам. Есть такие специалисты в российских вузах?
- У нас преподавателям серьёзно помогает научно-техническая библиотека. Создан центр развития публикационной деятельности. Они дают консультации по поиску журналов и статей по нужной тематике, по требованиям, предъявляемым к статьям в зарубежных журналах, по методике формирования собственных журналов, индексируемых в международных базах данных.
- Приглашение лекторов из-за рубежа тоже стимулирует публикационную активность?
- Даже по нескольким направлениям! Мы в этом году сделали акцент на привлечение иностранных научно-педагогических работников. К сожалению, пока мы по этим показателям довольно сильно отстаём от других вузов программы «5-100». Защитившийся постдок любого европейского вуза должен покинуть альма-матер и найти себе работу в другой лаборатории. И многие из них заинтересованы поехать в Россию, в СГАУ, один из 15 ведущих вузов страны. В результате эти учёные вливаются в наши научные коллективы. Они привносят новые знания, иногда новый взгляд на проблему. При этом у них остаются связи с научными коллективами за рубежом, что способствует проведению совместных научно-исследовательских работ и как следствие, появлению высококачественных, высокоцитируемых публикаций. Надо отметить, мы заметили, что совместные публикации более цитируемые. Кроме того, такой учёный позволяет нашим специалистам преодолеть психологический барьер при подаче своей статьи в иностранный журнал. Он своим личным опытом демонстрирует такую возможность. А в копилку нашего университета складываются и его собственные статьи.
- А есть ещё резервы для повышения показателей по публикациям?
- Один из самых перспективных – интеграция с научными структурами. Почему по числу публикаций в Scopus лидирует Новосибирский государственный университет? Благодаря Академгородку! Очень многие сотрудники институтов РАН там трудоустроены в университет, и их публикации идут в зачёт НГУ. В этом плане у нас сложились очень хорошие взаимоотношения с ИСОИ РАН. Но у нас есть и другие академические структуры, с которыми надо выстраивать более тесное взаимодействие.
Для справки
Методы повышения публикационной активности:
- интеграция с институтами РАН
- организация междисциплинарных лабораторий совместно с университетами и высокотехнологичными предприятиями
- инициация научно-исследовательских проектов национального уровня
- совершенствование программы стимулирования НПР для повышения публикационной активности
- реализация программы языковой подготовки
- привлечение известных иностранных исследователей в качестве руководителей центров превосходства
- участие в международных научно-исследовательских проектах
- привлечение исследователей с высоким индексом Хирша из университетов Поволжского региона
- продвижение журналов СГАУ в Scopus
- привлечение большего количества профессоров из-за рубежа