федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Евгений Шахматов: «В проектном подходе к обучению выигрывают все:  и вуз, и студенты, и предприятие»

Евгений Шахматов: «В проектном подходе к обучению выигрывают все: и вуз, и студенты, и предприятие»

Самарский университет

Ректор СГАУ рассказал о плодотворном сотрудничестве между вузом и ОАО «Кузнецов»

Шахматов Евгений ОДК-Кузнецов СМИ о Самарском университете Интервью
13.05.2015 2015-05-20
Самарский государственный аэрокосмический университет – альма-матер большой части коллектива ОАО «Кузнецов». Стремительно меняются технологии и требования к инженерам нового поколения. Нет времени на долгую адаптацию на производстве после вуза. Ректор СГАУ Евгений Шахматов считает, что правильно выстроенные отношения между университетом и предприятием усиливают позиции обеих сторон. 
 
- СГАУ укрепил свои позиции в топ-15 ведущих российских вузов и продолжит участие в федеральной программе повышения конкурентоспособности учебных заведений РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Это, безусловно, расширит возможности для студентов и преподавателей СГАУ, но не станет ли образование в вузе менее доступным? 
 
- Для подготовленных и талантливых абитуриентов – не станет. Двигателестроение – это высокоинтеллектуальная отрасль. СГАУ, как и ОАО «Кузнецов», заинтересован в притоке одаренной молодежи. Все наши образовательные программы и учебные планы по отдельным дисциплинам должны быть связаны с ведущими предприятиями, то есть «Кузнецов» по своим направлениям может участвовать в формировании образовательных стандартов по специальностям. Совместную работу вуза и предприятий я вижу в том, чтобы мы еще со школы выявляли подающих большие надежды ребят и готовили их, по крайней мере, с 8 класса. Мы с Николаем Ивановичем Якушиным обсуждали перспективы создания центра одаренных детей, работу с будущими инженерами через лицейские классы школ, олимпиады. Например, когда у нас проходит конкурс по робототехнике, то такие «звездочки» выскакивают! 
 
- Какие существуют механизмы для совместной работы вуза и предприятий? 
 
- Необходимые предприятию компетенции нужно согласовывать с нашими учебными планами. И тогда ребята будут выполнять курсовые и дипломные проекты, ориентированные на конкретные потребности ОАО «Кузнецов». Если студент уже во время учебы решает задачи, стоящие перед предприятием, он приходит на производство адаптированным. У вуза для выполнения этой задачи есть вся линейка практических направлений подготовки. СГАУ располагает суперкомпьютерным центром, центром истории двигателей, центром газодинамических исследований. Немаловажно и то, что при росте объемов НИОКР, мы должны создать совместный творческий коллектив из работников предприятия, сотрудников вуза, студентов и аспирантов. Работы в этом направлении уже ведутся, их надо расширять, если мы хотим воссоздать конструкторское бюро «Кузнецова» в качестве интеллектуального центра всей двигателестроительной отрасли, как это было раньше. 
 
- В СГАУ стартовала модернизация научно-образовательной структуры. На базе трех факультетов созданы профильные институты: институт ракетно-космической техники, авиационной техники, двигателей и энергетических установок. Что создание института двигателей и энергетических установок даст вузу и предприятию? Является данная мера формальной или повлечет за собой реальные изменения в работе?   
 
- Факультет как структурное подразделение вуза имеет полномочия принимать, готовить и выпускать специалистов, то есть осуществлять только образовательную деятельность. Научная деятельность шла особняком. Но сегодня вести обучение в отрыве от науки невозможно, мы должны “в одном кулаке” собрать и научную, и образовательную, и производственную, и организационную деятельность. Директор института, в отличие от декана факультета, имеет возможность регулировать и  концентрировать все ресурсы: за институтом закреплен план финансово-хозяйственной деятельности, а ответственность за выполнение планов по научной и образовательной деятельности  лежит на его управленческих кадрах. Это дает возможность структурам самостоятельно проводить работу по поиску заказчиков не только на подготовку кадров, но и на проведение исследовательских работ, получение грантов, участие в конкурсах. У директора есть возможность создать временный творческий коллектив для проведения НИОКР, привлекая не только научный коллектив, но и студентов, которые будут выполнять проектно-ориентированные, реальные работы. У меня есть убежденность, что создание институтов приведет к значительному повышению возможностей коллективов привлекать средства из разных источников, чтобы повысить уровень оплаты сотрудников и дать весомый  результат для науки.
 
- Инженерно-конструкторский состав ОАО «Кузнецов» формируют, в основном, выпускники СГАУ, на заводе работает филиал вуза, однако молодежь все меньше использует возможность вечернего обучения без отрыва от производства. С чем связана такая тенденция? 
 
- Ответ здесь прост. Во времена расцвета ОКБ, когда создавалось вечернее отделение на «Управленческом», кто туда шел учиться? Люди, пришедшие на предприятие со среднетехническим образованием и понимающие, что стать начальником цеха или даже старшим мастером они не смогут без высшего образования. Таких были сотни, а может быть тысячи! Вечернее отделение было очень востребовано. Я сам начинал преподавательскую деятельность на вечернем отделении, где студенты были  постарше меня. Что сейчас? На вечернее идут те, кто не поступил на дневное. Это те же школьники. Потребность в такой форме обучения для сотрудников предприятий изживает себя – нужны другие формы. К примеру, на предприятии создается специальная группа, которая работает в первую смену, а после идет учиться. По сути, это дневное образование на базе кафедры, расположенной на предприятии. Нужно создавать индивидуальные графики обучения, условия, когда студенты могут работать не на полную ставку, а на штатных должностях. 
 
- Будучи студентом КуАИ, Вы проходили практику на «Моторостроителе»? Расскажите о своих впечатлениях от завода тогда.
 
- Завод – это целый город. Ощущение бурной жизни. Испытания: ревут моторы. Стенды работают. Огромная территория. Тогда на «Моторостроителе» работало больше 20 тысяч человек – идет волна людей с первой смены, навстречу такая же волна второй смены, как в час пик. Помню, как сначала нас провели в «литейку», которая впечатлила температурой – жарой. Будучи аспирантом вместе с будущим профессором Асгатом Гатьятовичем Гимадиевым проводили испытания в агрегатном цехе, иногда работали ночами. Было очень интересно. Иван Алексеевич Елизаров, зам. главного конструктора ККБМ, устав после каждого испытания подписывать нам лист изменений, дал нам бумагу, где доверял нам вносить изменения в программу. Впоследствии я много раз был на предприятии. Как можно сравнить тогда и сейчас? Многое сохранилось, многое изменилось, но нужна модернизация. 
 
- Готова ли современная высшая школа к обучению студентов нового времени, вооруженных гаджетами и мало читающих? 
 
- Система образования переходит к проектному обучению, когда студент не только изучает отвлеченно теплотехнику, сопромат или другие предметы, а создает сначала виртуальный узел или элемент, а потом и реальный двигатель с определёнными параметрами. И уже тогда практически начинает понимать, что ему для выполнения задачи необходимы эти предметы. И информацию нужно не просто заучить, а научиться правильно ее использовать на практике.

Объем знаний утраивается каждые пять лет. Сейчас невозможно знать всё, но человек должен разбираться, что ему нужно для решения поставленной задачи. Только проектное обучение развивает такой подход. Именно поэтому нам надо наращивать объемы НИОКР вместе с ОАО «Кузнецов», чтобы человек понимал – результат его студенческой работы может пойти в производство. У нас есть прямая закрытая линия с ОАО «Кузнецов», мы можем выполнять реальные проекты, обмениваясь информацией он-лайн, используя ресурсы суперкомпьютера «Сергей Королев». При таком раскладе, может быть, не надо создавать большого КБ на предприятии, как в прежние годы. Сегодня оно должно быть мобильным и оптимальным с точки зрения количества людей и ресурсов. Конечно, КБ на таких предприятиях обязано быть - это костяк, основа. Но сейчас невозможно, как раньше, набрать коллектив в 4 тысячи человек. Большие проекты лучше реализовывать совместно. Например, в СГАУ около 10 тысяч студентов и молодых ученых! И если из них мы отберем хотя бы сто человек, которые вместе с КБ будут решать конкретные задачи, мы и предприятию поможем, и воспитаем ребят, которые сами придут к вам и захотят остаться. Раньше мы не могли об этом даже мечтать! Сейчас это возможно и этим надо пользоваться.

Источник: Объединённая газета Самарского двигателестроительного комплекса "Время моторов"