
- Это замечательный проект. И с точки зрения освоения новых информационных технологий, и для формирования имиджа университета, для продвижения в перспективном направлении – создании систем искусственного интеллекта нового поколения. В лаборатории будут применяться новые методы, методология и философия изучения всего цикла жизни самолета, спутника или любого другого сложного технического изделия.
- Каких результатов вы ожидаете?
- По итогам наших работ будет создана новая программная технология в сфере искусственного "эмерджентного интеллекта", а также мультиагентная платформа адаптивного планирования для ее реализации. Она позволит создавать автономные интеллектуальные системы для управления ресурсами предприятий в реальном времени с минимальным участием человека.
А результаты должны помочь конструкторам делать самолеты более надежными, повысить качество ремонта. Уже есть заинтересованные индустриальные партнеры – например, РКК "Энергия" с проектом МКС, одним из самых сложных в истории человечества.
- Чем вызван лично ваш интерес к Самаре, аэрокосмическому университету и проблематике создания мультиагентных систем в новой лаборатории?
- Меня пригласили сюда как эксперта в данной области. 24 года назад по приглашению Российской академии наук я читал лекции по мультиагентным системам в Самаре, в Институте проблем управления сложными системами. Познакомился с молодым человеком, который очень заинтересовался перспективным направлением. Это был Петр Скобелев. Он произвел на меня большое впечатление своим умом, быстрым пониманием новой технологии.
Мы стали заниматься вместе наукой и бизнесом, разрабатывали программное обеспечение для воплощения новой методологии. Создали команду, которая вот уже 15 лет занимается разработкой новой технологии. Сейчас в нашей компании НПК "Разумные решения" работает 120 человек.
- В чем суть технологии и каково ее практическое применение?
Совместно с коллегами из НПК "Разумные решения" мы уже реализовали очень интересные проекты. Например, поставили мультиагентную платформу управления ресурсами службе коммерческого корпоративного такси в Лондоне. Представьте себе, две тысячи машин и два вызова ежесекундно. Ими управляет система "Планировщик такси реального времени", разработанная в Самаре.
Всего в разных странах нами реализовано около 50 крупных проектов, в том числе и в России. Это и космические технологии, и системы, управляющие расписанием "Сапсанов" на железных дорогах, и грузовые автоперевозки, и цепочки поставок, и многое другое.
- Как применяются мультиагентные системы в ракетно-космической отрасли?
- Мы разрабатываем сейчас невероятно интересную распределенную мультиагентную систему. Она будет применяться на коммерческих спутниках, работающих на низких околоземных орбитах.
Вот пример. Фермер через интернет ставит задачу космическому агентству: уезжаю на месяц, прошу наблюдать за моим ранчо: нет ли пожара, наводнения, не вышел ли скот за пределы имения и так далее. Система автоматически выводит задачу на спутники и распределяет ее между всеми участниками группировки, чтобы контролировать участок Земли постоянно и круглосуточно, наряду с тысячей других подобных задач различных клиентов.
План распределенного решения таких задач - это сложная работа, но система позволяет успешно решать все вопросы. Компьютерные программы задач и спутников "договариваются" между собой, как именно они будут справляться с поставленной задачей. Например, один агент запрашивает другого: может ли тот помочь ему выполнить эту задачу? Тот отвечает: извини, полностью не смогу, но могу сделать часть. За этим следует "разговор" с другим агентом: а ты можешь помочь решить оставшуюся часть задачи? Тот отвечает: нет, я уже занят другим, но могу попробовать передоговориться, если у тебя нет других вариантов, или обратись к следующему агенту...
И так до тех пор, пока не находится агент, способный решить оставшиеся части задачи. Потом все такие части соединяются в единое целое и задача решается целиком.
Программы-агенты, как люди, договариваются между собой – кто, что и когда может сделать, пока задача не будет решена полностью и с учетом различных факторов. Всё это делается в считанные доли секунды. Большим компьютерным системам, чтобы справиться с таким потоком информации, требуется 6-8 часов.
- Что получит Самарский аэрокосмический университет по итогам реализации проекта?
- Мы планируем привлечь около 30 студентов, аспирантов и кандидатов наук из СГАУ. Срок реализации проекта составляет три года, а общая стоимость всех работ оценивается в 80 млн рублей. Половина этой суммы будет привлечена в качестве софинансирования. В рамках совместного проекта СГАУ и НПК "Разумные решения" будет организовано современное производство промышленных интеллектуальных систем управления ресурсами предприятий в реальном времени. Уже сейчас мы ведем переговоры о заключении первого коммерческого контракта с РКК "Энергия" на тему управления надежностью сеансов связи между станцией и центром управления.
Но самое главное, пожалуй, заключается в формировании нового имиджа самарского вуза. О нем будут знать в России и за рубежом, потому что развитие новых способов и методов в науке о "жизни" самолетов – это возможность сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными институтами и предприятиями.
- И каковы перспективы такого сотрудничества?
- Уже сегодня нашими разработками заинтересовался Институт надежности машин в Великобритании, который активно работает и с Boeing, и с Airbus. А будут интересные идеи – будут и проекты, за ними придут публикации в рейтинговых научных изданиях, а потом стартапы. Потому что реальная прикладная наука должна становиться бизнесом и открывать для молодежи возможности для международного предпринимательства в сфере самых передовых технологий.
Но в семье никогда не акцентировали внимание на том, что мы аристократы и сегодня бедные. Отец говорил: "Кем ты был – не важно, важно кто ты сейчас, поэтому веди себя достойно". Сам он окончил строительный университет, и сразу выдвинулся - стал главным инженером.
- И вы, без пяти минут инженер-электротехник, решили, что выход в электрификации железных дорог?
- Да, я тогда пришел к выводу, что следующим этапом развития сербских железных дорог должно стать развитие электрической тяги. Взял эту тему за основу своей дипломной работы, и когда окончил Белградский университет, то стал единственным специалистом в стране по электрификации железных дорог.
- Почему же вы не остались работать в Югославии, а переехали в Великобританию?
- У меня не сложились отношения с коммунистической партией Югославии. Я был беспартийным, и это осложняло жизнь и работу. Потом в стране появилась первая электрическая счетная машина из Англии. Это было последнее слово техники, прообраз современного компьютера. При помощи этой машины мы делали необходимые расчеты для наших проектов. Постепенно компьютерные технологии стали моей основной тематикой. Я старательно осваивал все последние новинки в области вычислительной техники и получил грант на обучение в Имперском колледже в Лондоне.
- Что для вас значит сегодняшняя работа в России?
- Я часто вспоминаю отца, как мы общались по самым разным вопросам. Но один урок я запомнил на всю жизнь. Тогда мы своим умом пришли к пониманию, что если ты занимаешься в жизни тем, что приносит тебе удовлетворение — это главное условие успеха. Примечательно, что это помогло мне вернуться в Россию в новом качестве. Сейчас мы занимаемся новым, успешным и нужным проектом, способным помочь решить многие проблемы России, в том числе экономические. Я верю в успех!
Источник: ИА "Волга Ньюс"