Разумеется, мы не могли остаться в стороне от нового тренда. Мы видим, насколько сильно развито данное направление за рубежом. К тому же, в области развития космической техники западные вузы перешли к новой форме образования, так называемому проектному обучению – обучению через участие в конкретном проекте, в реальных научных исследованиях, имеющих относительно короткие сроки реализации. Здесь выгодно сочетаются два естественных фактора: время обучения и стоимость проекта. Молодежь не любит долго ждать, ей хочется увидеть результат своей работы во время пребывания в стенах университета. И в рамках, например, магистерской программы, рассчитанной на два года, можно реально осуществить проект по созданию наноспутника, причём при относительно небольших финансовых затратах. Сочетание необходимости перевода космического образования на новый качественный уровень и возможностей развития микроэлектроники, которые сегодня появились, породило новое для нас направление – наноспутники.
Прорабатывается проект «Фабрика наноспутников», отправной точкой которого будет Международная летняя космическая школа «Перспективные технологии и эксперименты в космосе», которая проходит ежегодно, начиная с 2003 года. Надеемся, что Минобрнауки, Роскосмос, Совет по космосу РАН поддержат эти усилия, которые позволят «заразить» молодёжь космосом и решать не только кадровые проблемы космической промышленности, но быстро отрабатывать новые технологии для космонавтики. В передовых странах такая поддержка весьма значительна. Так, Национальное космическое агентство США реализует специальную программу по созданию наноспутников. Университеты получают заказы на изготовление наноспутников различного назначения для нужд агентства. Такая же ситуация и в Китае. Полагаю, есть область прикладных и научных задач, в которых без наноспутников не обойтись. Например, это демонстрирует европейский проект QB50, в котором мы участвуем. Он предполагает одновременное проведение однотипных измерений в разных точках околоземного пространства. Только так можно изучать геофизические поля. Одним или несколькими большими спутниками сделать такую работу практически невозможно. А вот при помощи нескольких десятков наноспутников возможно одновременное проведение многоточечных измерений и получение целостной картины, например,термосферы Земли. Пусть эти измерения и исследования будут продолжаться до года (это обычный срок жизни наноспутника), но они дадут уникальный фундаментальный результат.