федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

Бортжурнал

Круглый стол «Искусство, техника, наука: грани взаимодействия»

Вид события: Семинар
Место проведения: Самара, Самарская областная универсальная научная библиотека
Дата проведения: 07.11.2009
Организатор: Самарский государственный аэрокосмический университет

Подробная информация

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева при участии Самарской областной универсальной научной библиотеки, Приволжского филиала государственного центра современного искусства и творческой лаборатории «Территория диалога» проводит в рамках II межвузовского молодежного фестиваля «Созвездие мысли, слова, образа и звука» круглый стол на тему
«Искусство, техника, наука: грани взаимодействия»
На круглом столе предполагается обсудить ряд вопросов. Среди них:
- влияние научно-технического прогресса на традиционную сферу искусства;
- экспансия виртуальной реальности в сферу повседневности, ее социокультурные и ментальные последствия;
- функция технических средств воспроизводства изображения в современном научном исследовании;
- интерпретация технических средств воспроизводства изображения в современном искусстве: проблема идентификации художественного образа, его информационное замещение.
«На рубеже XIХ и XX веков средства технической репродукции достигли уровня, находясь на котором, они не только начали превращать в свой объект всю совокупность имеющихся произведений искусства и серьезнейшим образом изменять их воздействие на публику, но и заняли самостоятельное место среди видов художественной деятельности» (Вальтер Беньямин). С изобретением фотографии, а позже и кино, изменился весь характер искусства. Оно становится не просто спутником, но и активным участником повседневных событий. Технические новации, связанные с изобретением фото и кинокамеры осуществили решающий судьбу искусства шаг навстречу к публике, сделали его доступным массовой аудитории. В свою очередь, все более развиваемая на протяжении ХХ века претензия традиционных искусств на массовое признание, заставляет их не сторониться самых крайних экспериментов, включая в поле своих жизненных и художественных интересов также и собственную репродукцию. Тем не менее, репродукция живописи, архитектуры, скульптуры, как заметит Беньямин, лишало его ауры, поскольку осуществляло перенос в другой, часто совершенно неизвестный художнику (равно скульптору, архитектору) контекст, так что не позволяло контролировать судьбу его значения. Оригинал обесценивался в тех определяющих значимость его существования основаниях, которые он имел до своего технического воспроизведения.
Технические возможности фотокамеры и телекамеры, характер их участия в конструировании художественного образа заставили изменить статус зрителя. Публика оказалась в положении эксперта: она анализирует, тестирует и оценивает изображение. Спор об эстетической ценности фотографии сегодня не может не учитывать такого зрительского тестирования. Художественные качества фотографии, к примеру, напрямую зависят от качества и типа аппаратуры, характера печати, с помощью которой она создается, а также от самого процесса фотосъемки. Становится нормальным сопровождать фотографию описанием ее производства и той темы, которой она посвящена. Сегодня курирование художественной деятельности считается нормой.
Технология производства кадра играет существенную роль в кино и видеоискусстве. Как известно, сама работа киноактера опосредована аппаратурой и проходит ряд тестовых заданий. В фотографии с помощью определенных методов можно зафиксировать изображения, просто недоступные обычному взгляду. В этом плане представляется, что научная фотография опережает ее другие виды в постулировании таких возможностей. Другое дело, что ее цель состоит не в произведении эстетических эффектов, но в решении чисто познавательных задач, тогда как искусство должно решать еще и сугубо художественные задачи. Последние мало связаны с тем, что имеют сегодня в виду под эстетизацией искусства, когда акцент делается на чисто формальных характеристиках изображения. Представляется, что художественность напрямую связана с поиском чисто человеческой соразмерности искусства. И здесь много путаницы и неясности, поскольку именно в этом вопросе современное искусство предпочитает молчать, либо надевать шутовскую маску. Но что за маской? Есть ли за ней человеческое лицо? И есть ли у данного маскарада цель, которая бы не определяла искусство в общее прагматическое задание современной научно-технической цивилизации?
Следует также заметить, что подобно тому, как эпоха технической воспроизводимости лишила искусство его культового основания, навсегда развеяв иллюзию его автономии, научно-технический прогресс последовательно лишал искусство последней сакральной для него зоны личного опыта. Тот все более подчинялся прагматике внешнего действия, состоящей в поддержании или оспаривании той или иной нормы социального поведения, осуществляемой в форме целевого задания. Сегодня подобные лишения во многом определяются еще и экспансией виртуального мира в сферу повседневности, сопровождающейся канализацией сознания, когда человек, с одной стороны, обращается за ответами на все вопросы к киберпространству, усваивая готовые рецепты изготовления «собственной реальности», а с другой, приучает себя жить согласно усвоенным «идеальным» программам, отказываясь от болезненного и порой рискованного опыта саморазвития.
Участниками круглого стола являются деятели современной науки и культуры. Этот круглый стол предполагает не только обменяться мнениями по данным вопросам, но и выработать рекомендации для дальнейшего плодотворного сотрудничества деятелей науки и культуры как в определении зоны пересечения их возможных интересов, так и в обсуждении влияния науки и искусства на развитие современного мира и человека в его прошлом, настоящем и будущем состоянии.
Круглый стол состоится в галерее «Новое пространство», расположенной в помещении Самарской областной универсальной научной библиотеки 7 ноября в 15.00. По результатам круглого стола планируется публикация его материалов.
Перед началом работы круглого стола в 14.30 в фойе Самарской областной универсальной научной библиотеки пройдет открытие выставки любительской, художественно-экспериментальной и научной фотографии, в которой участвуют работы конкурсантов фестиваля, участников творческой лаборатории «Территория диалога» и фотографии научных кафедр СГАУ.